КОНСТАТИРУЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ.

 

После проведения подготовительной работы началась экспериментальная часть исследования. Задачи констатирующего этапа исследования были следующие:

           

 выявить уровень знаний младших школьников по данной теме;

           

определить особенности восприятия детьми православного зодчества.

Детям была предложена система вопросов и проведен урок по изобразительному искусству по теме: «Русские православные храмы».

Система вопросов:

 

           

Что такое Православие?

           

Что такое архитектура?

           

Что такое собор, церковь? Чем они отличаются?

           

Чем соборы, храмы и церкви отличаются от других архитектурных сооружений?

           

Чем украшены храмы внутри и снаружи?

           

Что делают люди в храмах. Зачем?

           

Какие православные храмы, церкви, соборы Санкт-Петербурга вы знаете?

           

Когда в Санкт-Петербурге начали строить церкви?

           

Какая первая церковь, ставшая впоследствии собором, была построена в нашем городе?

           

При каком государе она была построена?

           

В честь чего (кого) строились храмы, соборы, церкви?

           

 Кто такие святые?

           

Каким святым посвящены петербургские храмы и почему?

           

Какие ты знаешь церковные православные праздники?

           

В каких храмах, соборах, церквях вы были?

           

Какой православный храм, церковь, собор нашего города вам нравится больше всего? Почему?

           

В каких архитектурных стилях строились храмы Санкт-Петербурга?

           

Каких архитекторов петербургских храмов, соборов, церквей вы можете назвать?

           

Какие православные храмы других русских городов вы знаете, в каких из них вы были?

 

Результаты анкетирования были занесены в таблицу.

 

Результаты констатирующего эксперимента в 44 школе.

 

Для определения уровня знаний и особенностей восприятия православной архитектуры были проведены анкетирование и анализ детских рисунков.

Было установлено, что дети младшего школьного возраста, на основе сложившихся у них к этому времени представлений о православной архитектуре и в результате накопленных знаний, имеют лишь частичное понятие о Православии и православном зодчестве Санкт-Петербурга.

Наибольшей схематичностью и разрозненностью отличались знания и представления детей о Православии, архитектуре, о времени начала строительства церквей и храмов в нашем городе, о православном зодчестве других русских городов.

Наиболее точными оказались следующие ответы: «Православие - это вера в бога», но были и не верные ответы типа: «Православие - это церковный праздник». Архитектуру дети часто определяли как скульптуру или картины, лишь некоторые написали, что «архитектура - это строительство домов». Многие считают, что строительство храмов в нашем городе началось в 19 или 20  веках, а двое учеников - до правления Петра 1, некоторые просто поставили прочерк. Лишь три ребенка назвали православные церкви других городов: Кремль, Смольный собор в Москве, «московский храм» и «церковь в Галиче».

Дети ничего не могли сказать об архитекторах и  архитектурных стилях петербургских храмов, соборов и церквей.

Только половина ребят смогли написать, что такое храм и церковь (однако, их различие правильно не указал никто), и какая первая церковь была построена в Санкт-Петербурге. Храмы и церкви ребята в основном охарактеризовали так: «Церковь - это место, где проходят богослужения и молятся (крестят детей)». Трое учащихся

 уверены, что первым собором нашего города был Исаакиевский, а двое - что это была церковь Спас-на-Крови.

Большинство учеников смогли назвать в среднем 2-3 храма и собора нашего города (были названы Исаакиевский, Троицкий, Никольский, Казанский, Смольный, Петропавловский соборы и Спас-на-Крови) и написать какой из них им больше всего нравится, но только немногие смогли объяснить почему. Лишь половина детей назвали те соборы, церкви и храмы Петербурга, которые они посетили. У большинства ребят достаточно четкое представление о том, в честь чего и кого строились церкви на Руси: «…в честь побед, святых, в честь бога».

На вопрос о том, кто такие святые, дети дали очень однообразные ответы типа: «Святые - это люди». Это правильно лишь отчасти. В словаре С.И. Ожегова дано следующее определение этого слова:   «У христиан: человек, посвятивший свою жизнь защите интересов церкви и религии, а после смерти признанный верующими образцом христианской жизни.»1 У детей встречались ответы, которые свидетельствовали о том, что им понятна суть этого слова: «Святые - это люди, которых произвели в божества», но чаще ответы учащихся были неточны или совсем неверны: «…это люди», «…это люди, которые верят в бога», «…это божества, ангелы».

Только 2 ребенка смогли назвать святых, которым посвящены храмы Петербурга, они упомянули Александра Невского и Андрея Первозванного. В нашем городе действительно есть соборы и церкви, посвященные этим святым. Это - Свято - Троицкий собор Александро-Невской лавры, где находятся мощи святого, собор Святого Андрея Первозванного на Васильевском острове, деревянные церкви Св. Александра Невского на Шуваловском кладбище и в Красном Селе. Из этого можно сделать вывод о том, что у детей практически нет знаний о святых, которым посвящены соборы и церкви нашего города, а тем более о святых - покровителях Петербурга: апостолах Петре и Павле, об Александре Невском, Ксении Петербургской и Иоанне Кронштадском. Вряд ли дети знают и о том, какие святые - покровители есть у них.

Больше половины учеников смогли написать о том, чем украшены храмы и церкви Петербурга, но ответы были очень неполны и неточны. В основном  дети считают, что храмы украшены внутри иконами, золотом и мозаикой. Про украшение экстерьеров никто не упомянул.

Почти все уверены, что в храмах молятся. Только 2 ребенка вспомнили, что в них крестят и  проводят богослужения. Было несколько интересных ответов о значении молитвы: «…замаливают грехи», «…исповедуют грехи», «…молятся, чтоб бог их (людей) услышал». Некоторые написали, что не знают, зачем люди молятся, или что они «молятся просто так».

Церковные православные праздники знают лишь 2/3 детей. В основном эти праздники - Пасха и Рождество, реже - Троица. Один ребенок указал Новый год, Вербное воскресенье. Несколько ребят неправильно назвали день Св. Валентина.

В рисунках детей образ русского православного храма удался, но ученики не смогли отразить все его особенности, так как не имели достаточного запаса знаний и умений.

В зависимости от уровня знаний, выявленного при анкетировании, в данном классе можно выделить 3 группы детей:

1 группа - достаточно широкий круг знаний, полные и точные ответы, хорошее владение приемами изображения архитектурных сооружений - 30%;

2 группа - ограниченный круг знаний, неполные, ошибочные ответы, владение лишь некоторыми приемами изображения архитектурных сооружений - 56%;

3 группа - минимальный запас знаний, бессистемные, ответы или их отсутствие, очень слабое владение приемами изображения архитектурных сооружений - 14%.

Параллельно с данным исследованием было проведено аналогичное во 2 «В» классе в 557 средней школы Невского района. Ученикам была предложена та же система вопросов (стр. 53). Результаты эксперимента были занесены в таблицу.

Результаты констатирующего эксперимента в 557 школе.

 

У детей отсутствует представление о том, что такое Православие, а на вопрос о том, что такое архитектура, дали правильный, но не полный ответ: «…это искусство» лишь 2 ребенка, тогда как показатель по этому вопросу в 44 школе был в 3 раза выше. Учащиеся не знают, когда в нашем городе началось православное строительство (при каком государе знают только 50%), какие архитекторы строили наши церкви и храмы и в каких они были стилях построены. Православные церкви других городов не знает никто.

Лишь 14% назвали храмы Петербурга, которые они знают: Петропавловский и Исаакиевский соборы, и 14% - в которых они были: Петропавловский собор и «церковь в Рыбацком», но никто не указал, какой храм нравится больше всего и почему. А в 44 школе 89% смогли назвать петербургские храмы и церкви, 58% написали, в которых из них они были и  68% - какие нравятся больше всего.

Представление о назначении храмов и церквей, об их убранстве и об их отличиях от других сооружений имеют около 40% класса, тогда как в 44 школе - около70%.

О святых имеют представление, но очень нечеткое, половина детей, однако никто не смог назвать святых, в честь которых строились церкви в нашем городе. Православные праздники (в основном Пасху и Рождество) знают 43%, а в 44 школе - 79%.

Если распределить учащихся 557 школы по трем группам, так же, как и учащихся 44 школы, то во 2 группу вошли бы только 43% учеников, а остальные - в 3 группу.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что в школе, где отсутствует система работы по ознакомлению учащихся с историей города и его православными храмами и церквями, показатели знаний детей о нашем городе и о его православной архитектуре намного ниже, чем в школе, где эта работа ведется.

 

 

Если распределить учащихся 557 школы по трем группам, так же, как и учащихся 44 школы, то во 2 группу вошли бы только 43% учеников, а остальные - в 3 группу.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что в школе, где отсутствует система работы по ознакомлению учащихся с историей города и его православными храмами и церквями, показатели знаний детей о нашем городе и о его православной архитектуре намного ниже, чем в школе, где эта работа ведется.

 

В заключение проделанной работы можно сделать некоторые

выводы по выполненному объему.

1. В ходе констатирующего эксперимента был выявлен объем знаний младших школьников (2 класса) о Православии, особенностях православной архитектуры, о храмах, соборах, церквях нашего города и истории их возникновения.

В результате анализа ответов школьников на предложенные вопросы было выявлено, что в школе, работающей по традиционной методике, уровень знаний детей по данной теме оказался намного ниже, чем в экспериментальной школе. Большая часть учащихся 2 класса 557 школы не ответили на вопросы об особенностях православной архитектуры, они не воспринимают архитектуру как вид искусства. Дети не знали названия соборов и церквей Санкт-Петербурга, а так же не могли сказать, в честь кого они построены. Так как эксперимент был сравнительный, то можно сказать о том, что во 2 классе 44 школы, где ведется систематическая работа по ознакомлению учеников с историей города, дети успешнее справились с заданием, лучше ответили на вопросы. У них больший объем знаний о православной архитектуре, о соборах и церквях нашего города.

2.Так же были определены особенности восприятия детьми православного зодчества. Детям был показан ряд зданий, среди которых были православные сооружения Петербурга (Исаакиевский, Казанский, Троицкий, Преображенский, Никольский соборы и Спас-на-Крови), и было дано задание отличить храмы и соборы от других архитектурных построек.  Учащиеся обеих школ успешно справились с заданием устно, но  написать, чем они отличаются, смогли лишь немногие.

На основании анализа исследований Выготского Л.С., Лихачева Б.Т., Герасимова С.А. и Кушаева Н.А., которые в своих научных трудах рассматривали проблему восприятия искусства младшими школьниками, а так же на основании  анализа результатов проведенного констатирующего эксперимента можно утверждать, что детям обеих школ присуще чрезмерная наглядность восприятия, диффузность и фрагментарность построения образа. Так же у детей маленький запас знаний и образов, и редко присутствует собственное отношение к образу собора или церкви.

При сравнении результатов эксперимента в разных школах, выяснилось, что в 44 школе, где детей целенаправленно учат восприятию архитектуры, ученики более полно и точно давали ответы на вопросы, связанные с восприятием православных памятников. Так о внешнем и внутреннем убранстве церквей в 44 школе представление имеют около 70% учащихся, а в 557 - лишь около 40%.

Проанализировав ответы детей и их рисунки, можно выделить некоторые особенности восприятия интерьера и экстерьера православных церквей младшими школьниками. В основном, дети считают, что внутри храмы украшены иконами, золотом и мозаикой, а снаружи - куполами с крестами.

Ответы на вопросы, направленные на выявление нравственной стороны восприятия, показали, что дети воспринимают храмы и церкви как места, где люди молятся и совершают богослужения.

 

Таким образом, исходя из сравнительного анализа результатов констатирующего этапа исследования, можно сделать

общий вывод: с младшими школьниками необходимо вести целенаправленную и систематическую работу по приобщению их к ценностям православного зодчества нашего города, по развитию их нравственных качеств, эстетического восприятия архитектуры и по культурному развитию в целом.

 


1 Система эстетического воспитания школьников. Под ред. С.А.Герасимова. М., 1983 г. Стр.12.

2 Там же. Стр. 13.

3 Там же. Стр. 13.

4 Взаимодействие искусств в педагогическом процессе. Межвузовский сборник научных трудов. Л., 1989 г.

5 Б.Т. Лихачев. Теория эстетического воспитания школьников. М., 1985 г. Стр. 35.

1 Взаимодействие искусств в педагогическом процессе. Межвузовский сборник научных трудов. Л,  1985 г.

2 Там же. Стр. 17.

1 Там же. Стр. 21.

2 Там же. Стр. 21.

3 Там же. Стр. 29.

1 Левитов Н.Д. Детская и педагогическая психология. М., 1964 г. Стр. 104.

1 Мир профессий - том «Человек - человек». Под редакцией Р.Д. Кавериновой, Л.М. Зюбина. М., 86 год. Статья Л.А. Балакирева « Учитель начальных классов». Стр. 24.

1 И.П. Раченко. НОТ учителя. М., 1989 год. Стр. 149.

1 Эстетическое воспитание школьников. Под редакцией А.И. Бурова, Б.Т. Лихачева. М., 1974 год. Стр. 85.

1 Л.С. Выготский. Воображение и творчество в детском возрасте. Психологический очерк. М., 1967 год. Стр. 46.

1 Словарь русского языка. Составил С.И. Ожегов. М., 1952 г.