Психолого – педагогический эксперимент
Специфической особенностью данного педагогического эксперимента является отсутствие случайности отбора, поскольку очень сложно отобрать учеников из разных классов и разных школ, чтобы сформировать из них потом экспериментальную и контрольную группы.
В соответствие с основными идеями исследования перед проведением педагогического эксперимента нами поставлена цель: проверить эффективность использования разработанной с помощью компьютерных технологий методики для более глубокого понимания учащимися данной темы и повышения эффективности учебного процесса повышения эффективности учебного процесса вообще.
Задачи педагогического эксперимента:
1. Провести в двух одиннадцатых классах уроки по теме “Электромагнитные колебания” с использованием разработанной методики и используя традиционный метод.
2. Провести в обеих группах контрольные работы по данной теме.
3. Провести анализ полученных результатов с последующими выводами.
Проведение педагогического эксперимента по проверке эффективности данной методики включает в себя следующие моменты:
· Определение критериев эффективности данной методики.
· Формирование двух относительно равных по имеющимся знаниям групп с помощью тестирования.
· Непосредственное проведение уроков по данной методике.
Уроки проводились согласно следующему поурочному планированию:
1-й урок. Повторение материала об электромагнитной индукции.
2-й урок. Колебательный контур. Превращение энергии при ЭМК.
3-й урок. Аналогия между механическими и электромагнитными колебаниями.
4‑й урок. Уравнение свободных гармонических колебаний в контуре.
5‑й урок. Повторение и решение задач.
Обработка полученных результатов
Результаты эксперимента определялись по анализу контрольной работы (см. приложение №1) и наблюдений за учащимися экспериментальной и контрольной групп, в качестве которых были взяты два одиннадцатых класса школы № 64 г.Екатеринбурга. При проверке результатов опирались на (12).
Расчет среднего арифметического балла сделан по формуле:
,
где Хi – результат в баллах, i – номер тестируемого учащегося, N‑ количество тестируемых.
Результаты тестирования показали достаточно высокий средний балл (10 из 12 возможных).
Ниже приведена таблица результатов проведения контрольной работы.
Фамилия |
Балл (Х) |
Х2 |
1. Иванов 2. Петров 3. Сидоров |
11 10 8 |
121 100 64 |
Общие выводы.
На основании результатов исследования можно сделать следующие выводы:
1. Доказана актуальность использования компьютерных моделей при изучении электромагнетизма.
2. Предложенная методика обеспечивает ученику активную роль в исследовании физического явления или процесса.
3. В ходе исследования доказана педагогическая целесообразность предложенной методики, основные рекомендации которой следующие:
§ компьютерные модели необходимо применять не только при изучении нового материала, но и при решении задач, формировании понятий, демонстрационном эксперименте;
§ компьютерные модели позволяют учащимся влиять на ход эксперимента;
§ компьютерные модели должны применяться для демонстрации учащимся явлений, изучение которых в лабораторных условиях недоступно или ненаглядно;
§ Компьютерные технологии должны сочетаться с традиционными технологиями;
Экспериментальное обучение доказало, что предлагаемая методика использования компьютерных моделей при изучении электромагнитных колебаний приемлема и эффективна. Она приводит к повышению качества знаний и умений учащихся по этой теме, способствует развитию познавательного интереса, привлекает большее число учащихся к изучению физики, делает обучение более эффективным, а изучение – более доступным.