Виды педагогических коммуникаций.
Появление любого человека, отважившегося выступить перед аудиторией, вызывает у нее прежде всего интерес к тому, как он выглядит,что и как делает, словом,как себя ведет.
Это вполне понятно, поскольку никакой другой информации он еще предложить не успевает. А не воспринимать зрители-слушатели не могут-для того они и собрались. И далее, когда выступающий произносит свои первые слова, в основном улавливается не столько их смысл, а то, как они звучат,какая поведенческая картина сопутствует им.
Общение,будучи сложным социально-психологическим прессом взаимопонимания между людьми, осуществляется по следующим основным каналам: речевой
(вербальный-от лат. слова устный, словесный) и неречевой
(невербальный)каналы общения. Речь,как средство общения, одновременно выступает и как источник информации, и как способ взаимодейсвия собеседников.
В структуру речевого общения входят:
1.Значение и смысл слов,фраз(“Разум человека проявляется в ясности его речи”).Играет важную роль точность употребления слова,его выразительность и доступность, правильность построения фразы и ее доходчивость, правильность произношения звуков, слов, выразительность и смысл интонации.
2.Речевые звуковые явления:темп речи (быстрый, средний, замедленный),модуляция высоты голоса (плавная, резкая), тональность голоса (высокая, низкая),ритм (равномерный, прерывистый), тембр (раскатистый, хриплый, скрипучий), интонация, дикция речи.
Наблюдения показывают,что наиболее привлекательной в общении является плавная, спокойная, размеренная манера речи.
3.Выразительные качества голоса: характерные специфические звуки,возникающие при общении: смех, хмыканье,плач, шепот, вздохи и др.;разделительные звуки-это кашель; нулевые звуки-это паузы, а также звуки назализации-“хм-хм”, ”э-э-э” и др.
Исследования показывают,что в ежедневном акте коммуникации человека слова
составляют 7%
, звуки и интонации
38%, неречевое взаимодействие-53%
(“говорим голосом,беседуем всем телом” Публиций).
Невербальные средства общения изучают следующие науки:
а)кинесика(жесты,мимика,походка,поза,визуальный контакт);
б)просодика и экстралингвистка (интонация, громкость, тембр, паузы, вздох,смех,плач,т.е. интонационные характеристики голоса);
в)токесика(тактильные взаимодействия);
г)проксемика(ориентации,дистанция,т.е. пространственная организация общения).
Большинство исследователей разделяют мнение,что словесный канал используется для передачи информации, в то время как невербальный канал применяется для“обсуждения” межличностных отношений, а в некоторых случаях используется вместо словесных сообщений.
Невербальное общение ценно тем, что оно проявляется,как правило, бессознательно и самопроизвольно и обусловлено импульсами нашего подсознания; т.о.,отсутствие возможности подделать эти импульсы позволяет нам доверять этому языку больше,чем вербальному каналу общения.
Вот 10 основных категорий информации о говорящем, которые в рамках невербального канала акустическим путем передаются слушателю, независимо от того, что говорит человек:
-индивидуально-личностная
-эстетическая
-эмоциональная
-психологическая
-социально-иерархическая
-возрастная
-половая
-медицинская
-пространственная и другие.
А сейчас рассмотрим наиболее важные позиции самоотражения учителем своего психолого-поведенческого облика.
1.Общетелесное самораспоряжение:манера перемещаться по классу, излюбленные позы и избираемые точки-позиции той или иной длительности пребывания.
-повышенная подвижность во всех ее формах легко становится отвлекающим фактором;
-у каждого человека в силу его индивидуальности,например,типологической,имеется свой диапазон подвижности. И,скажем,у учителя-флегматика с его умеренной подвижностью есть свой максимум этого качества, и он воспринимается школьниками приблизительно так же, как и предельно интенсивное выражение подвижности у учителя-сангвиника;
-психологический эффект педагогического воздействия в малой степени зависит от абсолютной силы поведенческого фактора, он обусловлен его уместностью и относительной мерой в рамках возможностей учителя;
-умеренная или даже намеренно ослабленная интенсивность поведенческого воздействия нередко приводит к желательным и значительным результатам.
2.Жестикулярная выразительность является одним из самых ярких средств выражения отношения к ученикам. Отметим следующий парадокс: то, что наиболее частотно в нашем двигательно-поведенческом облике, то - менее всего нам известно. Это происходит в силу укоренившейся привычки жестикулировать определенным образом, выходящей на уровень во многом автоматизированного поведения. Однако воспринимающим нас людям эта форма поведения первоочередно бросается в глаза и учитывается при формировании мнения о человеке.
3.Мимическая выразительность.
Эта поведенческая сфера имеет еще более высокий информационно-выразительный и воздейственный уровень.Ведь мимика наиплотнейшим образом смыкается с речью, хотя, безусловно, может быть использована преподавателем и автономно - в “чистом виде” без словесного сопровождения.
4.Интонационное поведение - это психическое явление вполне правомерно обозначить термином “поведение”, поскольку оно охватывает большую сферу учительской деятельности, динамично и по воздейственности превосходит другие поведенческие показатели. Совершенно не случайно,что одно и то же обращение педагога может восприниматься школьниками по-разному.
5.Саморегуляция речи - выражается в управлении учителем громкостью звучания речи и ее темпо-ритмической характеристикой.
Известно,что собственно информационная сторона речи учителя еще не является фактором передачи знаний. Весьма важно и то, как звучит содержательная речь.Это требование к устной речи особо возрастает,когда в роли воспринимающих ее выступают дети и подростки - главная учительская аудитория.
Микровывод
:передача информации от учителя к ученику осуществляется вербальным и невербальным путями. В педагогическом общении важны оба эти вида,так как они всегда существуют вместе.