Историко-теоретические подходы к оказанию помощи детям со специфическими нуждами .
При оценке работы соционома отчетом может служить пакет документов ( письма , результаты обследования жилищных условий, заявление родителей , ответы официальных органов и др. ) , полученные в ходе ведения работы по социальной адаптации семьи [ 10 ].
Широкое распространение при работе с онкологически больными детьми во всем мире получила “ Клоунотерапия” . Так же активно используется “ Арттерапия” в оказании помощи как детям , так и взрослым с огрниченными способностями . Но особенно важно это для детей , т.к. в детстве и юности закладываются манеры и особенности поведения , формируется взгляд на мир , выявляются пристрастия . Развитие художественных способностей умственно ограниченных детей особенным образом совершенствует их личность, восприятие , самосознание, интеллект и коммуникативные возможности. Художественное творчество используется и как средство объединения детей с ограниченными способностями и без них , т.к. здесь важно только наличие дара , через который общность между детьми проявляется быстрее .
В России Институтом развития личности РАО ( Москва ) при участии кандидата педагогических наук Репринцевой Г.И. была разработана “Игротерапия”.Она рекомендована для использования психологами , социальными работниками и педагогами в работе с детьми с ограниченными возможностями (3-9 лет ) . Игротеропия применяется для предупреждения и коррек-ции невротических реакций , утомляемости и отклонений в поведении и общении этой категории детей . Она может быть групповой и индивидуальной , может носить личностный характер (игры с предметами) или личностный характер (игры с людьми) . В игру включаются средства “Арттерапии” . Параллельно с работой с детьми проводятся семенары , консультации с родителями . Таким образом , в рамках Федеральной программы “ Дети России ” на основе русских народных сказок ( “Репка” ,”Гуси-лебеди” и другие) были разработаны и опробированы в реабилитационном центре “Сломанный цветок” игротерапевтические атракционы для детей дошкольного и младшего школьного возраста. “ Особенностью разработанных атракционов является активное использования игровых способов общения ребенка с игротерапевтом, сверстниками и родителями. Уникальность методов заключается в том, что с первых шагов общения с ними и в течение последующих встреч ребенок погружается в самый понятный ему мир сказок, игрушек, наполненный загадками, сюрпризами, элементами новизны” [ 25 , 59 ] .
За рубежом получила распространение и другая методика , разработанная российскими исследователями, - это игра “Ринго –надежда”. Аргун Л.Е. , один из авторов методики , предложил использование распространенной игры “ Ринго ” для людей с ограниченными возможностями . Для каждой катего-рии инвалидов разработана своя методика проведения . Игра эффективно влияет на физическое развитие и психоэмоциональное состояние [ 3 , 43 ].
Для детей с ДЦП английская фирма “Рэхаб энд медикал” предлагает программу “Развитие основных навыков движения через обучения” ( РОНДО ) . Учебный план РОНДО ориентирован на активную деятельность и предназначен для обучения основным двигательным навыкам , необходимым в дальнейшей жизни как в домашней обстановке, так и в обществе . Курс обучения учитывает естественную механику тела , рассматриваемую совместно с учебным процессом .Эта программа является результатом пятилетней совместной деятельности учителей и врачей графства Керн ( Англия ) . Фирма “Рехабс энд медикал” занимается так же поставкой специального оборудования для механотерапии и психотерапии [ 27 , 55 ] .