Принципы работы с семьей ребенка-инвалида (№ 2, 4, 5, 6, 11, 12).
В результате анализа анкет нами были выделены следующие основные функции социального работника:
- организаторская ( %),
- информативная ( в том числе и в отношении прав и льгот ребенка и его семьи) ( %),
- посредническая ( %),
- осуществление психолого-педагогической и социально-бытовой адаптации и поддержки ребенка и его семьи ( %),
- диагностика и коррекция «особенностей» ребенка ( %).
Таким образом, можно говорить о многофункциональности социальных работников, что, в свою очередь, требует от них комплекса разнообразных знаний, умений и навыков .
Среди основных, респондентами были выделены следующие знания:
- психолого-педагогические (в том числе, и в области специальной педагогики ( %),
- медицинские ( %),
- знания в области дефектологии ( %),
- знания в области законодательства ( %).
Основные умения, выделенные респондентами:
- тонко чувствовать внутренний мир ребенка и быстро реагировать на его внутренние и внешние изменения
( %),
- эмпатия ( умение сопереживать ) ( %).
- работать в команде ( %),
- гибкий подход к решению проблем ( %).
В результате проведенного анкетирования были выявлены следующие навыки, необходимые при оказании помощи детям –инвалидам:
- организаторские ( %),
- коммуникативные ( %),
- работы с детьми ( %),
- оказания первой медицинской помощи ( %).
Кроме профессионадльных качеств работники выделили ряд личностных, необходимых для работы с этой категорией детей: отзывчивость, терпеливость, милосердие, самообладание, мудрость, дисциплинированность, стрессоустойчивость и, что интересно, чувство юмора (возможно оно помогает справиться с некоторыми ситуациями и, иногда, избежать стресса).
Итак, можно сказать, что существует определенный набор профессиональных и личностных качеств, необходимых при работе с детьми-инвалидами и их семьями. Следует так же отметить важность системного подхода в оказании помощи этой категории населения, на необходимость существования которого указывают все респонденты. Однако, часть респондентов (около 33%) указывают на отсутствие такой системы, ее несовершенство. В этом плане, в основном, используется зарубежный опыт, адаптированный к условиям нашей страны.
Что касается работы с семьей такого ребенка, то респонденты выделяют следующие формы оказания помощи родителям и сиблингам:
1. Психологическая помощь (индивидуальные и групповые консультации, тренинги) ( %).
2. Информирование в области законодательства, методической литературы и т.п. (в том числе, и образовательные конференции и семинары) ( %).
3. Материально-бытовая помощь ( %).
А также, в некоторых организациях проводятся праздничные мероприятия. В Хосписе большое место в работе с семьей занимает программа «Горевание», проводимая с родителями и сиблингами после смерти ребенка.
Нами также были получены следующие сведения о теоретических подходах, как основные были выделены:
- гуманистические ( %);
- командный подход ( %);
- психологические теории ( %);
- концепция «самопомощи» ( %);
- интегративный ( %);
- эклектический ( %);
- подход к ребенку-инвалиду как к равному (уважение личности ребенка) ( %).
То есть, можно говорить о применении общепринятых мировых подходов к оказанию помощи детям с ограниченными возможностями в нашей стране. Однако, хотелось бы отметить, что у большей части респондентов возникли трудности при ответе на этот вопрос.
Безусловно, существует и определенный набор методов, используемых в работе с данной категорией детей. Среди основных респондентами были отмечены:
- игровые (игротерапия) ( %);
- арттерапия ( %);
- метод интерактивной работы, взаимодействие ( %);
- беседа ( %);
- наблюдение ( %);
- клоунотерапия ( %);
- трудотерапия ( %).
Были даны и другие ответы, но они для нас малоинформативны. Таким образом, можно говорить об использовании некоторых общих методов работы со всеми категориями детей-инвалидов. Однако, почти всеми респондентами было отмечено, что выбор методов зависит от состояния и заболевания ребенка. То есть, указывается на необходимость разработки индивидуальных программ, учитывающих особенности каждого ребенка.