Введение

Так, в книге Запа А.З. «Развитие интеллектуальных способностей у детей 9 лет» предложен систематический курс из 185 занятий по развитию интеллектуальных основных способностей (умению анализировать, комбинировать, рассуждать, планировать) у младших школьников. Занятия проводятся на оригинальном материале, который включает в себя 12 поисково-творческих занимательных задач не учебного содержания, в каждом виде задач разработано 9 вариантов условий их предъявления; даются методики диагностики способностей.

В книге «Учить умению учиться» под редакцией В.О. Пупского описан опыт работы педагогического коллектива Ворошиловградской средней школы и внедрению межпредметной методики формирования

Учебно-познавательных умений.

В монографии А.С. Грашицкой «Научить думать и действовать» ученый с практическим опытом учителя рассказывает, как организовывать учебно-воспитательный процесс в школе в соответствии с индивидуальным развитием умственных способностей учащихся.

Книга известного польского писателя и педагога Я. Руднянского «Как учиться?» адресована школьникам от 9 до 16 лет. Автор даёт ребятам много полезных советов о том, как развить свой ум, память и наблюдательность, освоить скорочтение и мн.др.

Английский учёный Дуглас Хамблин в книге «Формирование учебных навыков» знакомит с поисками решения этой задачи в современной английской педагогике. Рекомендуемая в книге работа с учащимися выступает как сопутствующая, дополнительная по отношению к основному учебному процессу.

Интересующая нас проблема отражена и в других научных трудах (см. Библиографию).

Но в настоящее время перед педагогической наукой и школой стоит задача; разработать и реализовать на практике преемственную систему комплексного воспитания культуры умственного труда учащихся всех классов, – как на уроках; так и в ходе внеурочной воспитательной деятельности совместными усилиями учителей, классных руководителей, библиотекарей и родителей.

Цель нашей работы: исследование уровня разработанности воспитания у младших школьников культуры умственного труда.

1.Обьекты исследования: учебная деятельность младших школьников.

2.Предмет исследования: содержание интеллектуальных умений - важнейших составляющих культуры умственного труда.

Гипотеза исследования: культура умственного труда – сложное понятие, включающее личностный, интеллектуальный, организационно-технический и гигиенический компоненты.

Одним из основных компонентов является интеллектуальный. От сформированности умений, входящих в данный компонент, зависит уровень общей успеваемости младших школьников.

Задачи исследования: 1) выявить и охарактеризовать основные составляющие культуры умственного труда;

2)рассмотреть умения, входящие в интеллектуальный компонент культуры умственного труда; 3) описать методику организации работы педагогического коллектива по созданию комплексной системы воспитания культуры умственного труда; 4)исследовать зависимость общей успеваемости младших школьников от степени сформированности у них умений, входящих в интеллектуальный компонент культуры умственного труда.

Перейти на страницу: 1 2 3