Педагогические основы воспитания культуры умственного труда
§1. Характеристика основных составляющих культуры умственного труда.
Культура умственного труда
- это синтез качеств личности, которые в совокупности характеризуют личностное отношение к учебной деятельности, уровень её интеллектуальных, организационно-технических, гигиенических сторон, дающих возможность ученику качественно, рационально, с наименьшими затратами сил и времени выполнять любую умственную работу.
Таким образом, в понятие «культура умственного труда»
Входят четыре взаимосвязанных компонента:
1.
Личностный;
2.
Интеллектуальный;
3.
Организационно-технический;
4.
Гигиенический.
Культура умственного труда представляет собой своеобразный сплав интеллектуальной, организационно-технической, гигиенической культур личности, опосредуемых личностным отношением субъекта к данной деятельности.
Воспитание культуры умственного труда представляет собой сложную многоуровневую модель, включающую в себя учебно-организационные, учебно-информационные и учебно-коммуникативные умения и навыки.
Культура умственного труда школьников предполагает воспитание каждого учащегося в индивидуальном режиме.
Личностное отношение (отношение учащегося к учению, направленность, интересы, мировоззрение, духовный мир личности) выступает главным компонентом, оказывающим воздействие на все остальные компоненты, составляющие культуру умственного труда.
При воспитании культуры умственного труда особое место отводится формирования положительного отношения ученика к учению.
С целью формирования у школьников положительных мотивов к процессу обучения с 1-ого класса начинается формирование четырёх взаимосвязанных стимулов: «а) осознание учения как общественного и личностного дома; б) убеждение в возможности и необходимости развития своих умственных способностей; в) стремление облегчить учебный труд и сделать его более производительным;
Г) проявление интереса к процессуальной стороне учебно-познавательной деятельности».[1]Наивысшего уровня мотивации достигает тогда, когда возникает устойчивая и действенная потребность в самообразовании, в совершенствовании своих интеллектуальных способностей.
Для развития мотивации используется особая группа приёмов: «пробуждение положительного отношения к учёбе; раскрытие новизны и актуальности изучаемого материала; организация познавательной дискуссии; приучение школьников к выполнению соответствующих требований; создание ситуации успеха и поощрение учащихся».[2]
Центральное место в понятии «культура умственного труда» занимает интеллектуальный компонент. Интеллектуальные умения и навыки при работе с книгой обслуживают операционную сторону процесса познания, обеспечивая качественное овладение содержательной стороны исследуемого материала. Интеллектуальный компонент является решающим при работе школьника с другими источниками учебной информации: устным словом, наблюдением, познавательными задачами, в процессе выполнения домашних заданий.
Элементы личностного и интеллектуального компонентов выстукают своеобразным «фундаментом», на основе которого строится весь процесс обучения. Организационно-технический и гигиенический компоненты обеспечивают наиболее экономичное и интенсивное овладение учебным материалом.
Отметим, что в предисловии «Рекомендаций о развитии общих учебных умений и навыков школьников»[3]отдельно упоминается раздел: организация учебного труда.
Правильная организация учебной работы включает в себя ряд взаимосвязанных моментов, касающихся внешних и внутренних условий деятельности. К внешним условиям относятся
1.
правильный режим работы;
2.
оборудование места для занятий;
3.
определение оптимального порядка приготовления уроков на каждый день и на всю неделю.
Без соблюдения этих условий не могут быть достигнуты сколько-нибудь серьёзные успехи в учебной деятельности.
Кроме того, к внутренним условиям можно отнести умение быстро включаться в работу, вести её не отвлекаясь и в хорошем темпе, привычку садиться за уроки вопреки желанию погулять или поиграть и т.д.