Приемы постановки звуков р и р’

Предрасполагающими к ротацизму анатомическими аномали­ями могут служить короткая подъязычная связка

, узкое и высо­

кое нёбо

, чрезмерно узкий или массивный, недостаточно пластич­

ный язык

. Первая попытка исправить ротацизм у дошкольников или младших школьников на основе подражания предполагает слуховое восприятие фонемы, подкрепленное примерами рокочу­щих звуков (рокот мотора, раскаты грома и т. п.). Одновременно используется возможность видеть и контролировать с помощью зеркала (при несколько открытом рте) форму, положение и рабо­ту языка.

Поднесение кисти руки ко рту в момент произнесения фо­немы р

позволяет ощутить прерывистость струи выдыхаемого воздуха. Однако простое подражание приводит к цели в самых легких случаях. Как правило, выработка нормального произно­шения фонемы ртребует специальных упражнений.

Если фонема р

заменяется своей мягкой парой, то путем по­степенного расширения рта во время протяжного произнесения звука р’

можно автоматически вызвать некоторое перемещение артикуляции переднего края языка назад, что влечет за собой более твердый оттенок звука. При необходимости следует вос­пользоваться механической помощью: для раскрытия рта слегка нажать большим пальцем на подбородок, для перемещения языка назад ввести под него шпатель или зонд.

При обратной замене, когда вместо мягкого р’

получается твердое, надо добиваться постепенного перемещения языка вперед, к верхним резцам, исходить из сочетания согласного с передним гласным и

В большинстве случаев для получения артикуляции фонемы р

необходимы подготовительные упражнения, которые ведутся в двух направлениях. Один ряд упражнений направлен на то, что­бы, добившись правильного положения языка, получить так на­зываемое фрикативное р

, артикулируемое при том же положе­нии языка и в том же месте, что и нормальное, но пока без вибрации (вроде английского г

), например, в словах bread, dr­eam).

Другой ряд упражнений направлен на выработку вибрации языка. Если ребенок правильно произносит верхние ш

и ж

, то получить фрикативное р нетрудно. Достаточно предложить ему произнести протяжно фонему ж

при несколько открытом рте без округления губ и переместить передний край языка немного вперед, к деснам верхних резцов. Добившись цели, следует зак­реплять фрикативное р

на материале слогов, слов, а затем и фраз, не дожидаясь усвоения вибрации. Важно при этом, чтобы полу­ченный звук произносился с достаточным напором выдыхаемо­го воздуха, при минимальной щели между передним краем язы­ка и деснами. Должен быть ясно слышен не только голос, но и шум воздуха, проходящего через щель.

Если фонемы ш

и жпроизносятся неправильно, без подъема переднего края языка вверх, то надо проделать все те артикуля­ционные упражнения, которые были направлены на получение тре­буемого положения языка при постановке фонемы ш.

Для выработки вибрации следует исходить из быстрого повто­рения на одном выдохе звука д

, артикулируемого особым обра­зом — при несколько открытом рте и при смыкании переднего края языка не с резцами, а несколько глубже, с деснами верхних резцов или даже с альвеолами, как при произнесении английс­кой фонемы d

.

Упражнение может состоять сначала из двух-, трехкратного равномерного повторения звука (дд, дд, дд , ддд, ддд, ддд .),

за­тем из таких же серий, но с усилением последнего звука, а так­же и из многократного повторения звука как равномерного (дддддд .),

так и с ритмическим выделением, каждого третьего звука серии . Возможно также использование в качестве исход­ного звука т (тд, тд; тдд, тдд).

Работать должен только язык, при спокойном положении нижней челюсти.

Если возникает затруднение в выполнении указанных упраж­нений с раскрытым ртом или наблюдаются одновременные с работой языка «прыгающие» движения нижней челюсти, следует ввести сбоку между коренными зубами деревянный шпатель или резиновый брусок, который будет выполнять в этом случае роль распорки. Вскоре необходимость в механической фиксации ниж­ней челюсти отпадает.

В дальнейшем двух-, трехкратное повторение звука д

, завер­шается гласными а

или ы

.

Полезным для выработки вибрации является произнесение д

вместо фонемы р

в словах с сочетаниями тр

или др

в начале (тдава, тдамвай, тдусики, тдуба, ддова, ддозд, ддуг и т. п.)

Другой прием выработки вибрации состоит в том, что во вре­мя длительного произнесения фрикативного р

под язык подкла­дывается шпатель с шариком на конце. Шарик приводится в соприкосновение с нижней поверхностью языка, после чего бы­стрыми движениями шпателя вправо и влево вызывается меха­ническое колебание языка, попеременное смыкание и размыка­ние его переднего края с альвеолами. Вместо шпателя с шариком может быть с успехом использован палец самого ребенка, пред­варительно чисто вымытый или обтертый ватой, смоченной в спирте. Вначале движение пальца осуществляется пассивно, с помощью логопеда, который держит кисть ребенка. В дальней­шем ребенок действует самостоятельно. Во время упражнений необходимо следить, чтобы язык постоянно возвращался в уста­новленное положение, чтобы между ним и альвеолами сохраня­лась минимальная щель.

Перейти на страницу: 1 2