Состав методических документов, моделирующих педагогическую систему
На первом, эмпирическом этапе (стадии) создания УМК от вузовских коллективов требуется не столько создание новых документов, сколько упорядочение и более глубокое осмысливание уже существующих. К этих документам относятся в УМК: учебная программа по дисциплине; рабочая учебная программа, составляемая в соответствии с приказом Минвуза СССР от 26 июня 1980 г. № 730; методические указания по основным видам учебных занятий, проводимым на кафедре; График самостоятельной работы студентов; перечень специализированных аудиторий (если таковые имеются) и карта обеспеченности студентов учебной литературой по дисциплине.
Как правило, все эти документы имеются на кафедре любого вуза. На первом этапе (эмпирическом) необходимо проанализировать их смысл, установить взаимосвязь, определить качество разработки и пути совершенствования как документов, так и учебного процесса.
В УМКС таких документов больше, так как в него входят УМКД, а также квалификационная характеристика по специальности; учебный план подготовки специалиста; рабочий учебный план, в котором советом вуза уточнено содержание обучения; сборник рабочих программ дисциплин (из УМКД); программы учебных и производственных практик; календарные графики самостоятельной работы студентов (из УМКД); методические указания по выполнению дипломных проектов.
Не всегда в распоряжении вуза имеются такие методические документы, как методические указания по проведению государственных экзаменов, по стажировке молодых специалистов и графики утверждения и пересмотра УМКС. Создание этих документов является одной из задач формирования целостного УМКС.
Уже на первом этапе, этапе упорядочения УМКД, перед педагогическим коллективом кафедры, стремящейся к неуклонному совершенствованию своей работы по подготовке специалистов, возникает ряд вопросов, на которые нельзя получить удовлетворительные ответы эмпирическим путем. Это в особенности относится к разработке рабочей учебной программы и различного рода другой методической документации. Здесь возникает проблема использования данных психологической и педагогической наук для четкого обоснования принимаемых методических решений. Естественно, кафедре необходимо перейти на второй этап в разработке, скорее, совершенствования УМКД и УМКС. Можно было бы назвать этот этап этапом научно-педагогического обоснования УМКД (“ теоретическая” стадия создания УМК).
На этом (втором) этапе разработки и совершенствования УМК (по дисциплине и но специальности) перечисленные выше документы приобретают необходимое психолого-педагогическое обоснование и определенность.
Так, в УМКД учебная программа из традиционно формулируемых словесных тезисов в ее содержании постепенно преобразуется в логические структуры отдельных тем и дисциплины в целом, исключаются ее перегрузка и неоправданная усложненность (если они имели место), задаются диагностичные (объективно необходимые и проверенные) цели усвоения всех ее разделов, а так же способ обучения и нормативное время учебной работы.
На основе такого совершенствования учебной программы большую определенность приобретает и рабочая учебная программа, и все остальные документы УМКД. Учебная программа затем преобразуется в учебник для студентов, обладающий гарантирующим дидактический эффект качеством, или в обучающую программу для ТСО.
В УМКС на втором этапе его разработки и совершенствования квалификационная характеристика специальности постепенно преобразуется в модель личности специалиста, задающую не только общие требования к знанию и умению, но и требования к сформированности личности и к другим ее свойствам (социальным, интеллектуальным), а также диагностичные характеристики по этим требованиям, являющиеся основой для объективной аттестации специалиста на всех этапах его подготовки. Учебные планы специальности (типовой и рабочий) тесно связываются со сквозной программой специальности и постепенно переходят в нее. Сквозная программа специальности в свою очередь оказывает конструктивное влияние на совершенствование рабочих программ дисциплин. При этом программы по фундаментальным и общепрофессиональным дисциплинам преобразуется в единые программы непрерывной подготовке по ним в течение всего срока обучения в вузе. В этом же направлении - психолого-педагогического обоснования - преобразуется и другие документы УМКС.
Необходимым является и третий этап разработки и совершенствования учебно-метдических комплексов, который будет перманентным и никогда не будет окончательно завершен. Это постоянная оптимизация как отдельных компонентов комплексов, так и комплексов в целом на основе применения современных средств обучения, в том числе и вычислительных систем. Оптимизация может идти по пути достижения наилучших результатов подготовки специалистов в заданное на эту работу время. Она может ставить своей задачей и сокращение времени подготовки при сохранении заданных качеств личности специалиста. Третий этап совершенствования УМК будет недостижим, если в практику подготовки специалиста на втором этапе разработки и освоения УМК не будут внедрены объективные методы оценки качества его подготовки. Это задача второго этапа совершенствования УМК, и она является центральной для понимания сущности и смысла УМК в целом. Пока контроль знаний студентов осуществляется преподавателем на основе его субъективного мнения, говорить что либо о роли и значении УМК для совершенствования всего дела подготовки специалистов практически бесполезно: преподаватель будет глухим к любым доводам разума, воспринимая работу над УМК как “бумаготворчество”. Внедрение объективных методов контроля дает доказательные данные о необходимых направлениях совершенствования учебно-воспитательного процесса, которые естественным путем порождают и УМКД, и УМКС, проводя его разработку и совершенствование по всем трем этапам, упомянутым выше. В этом смысле особое значение приобретают такие документы УМК , как методические указания в УМКД по состоянию знаний для экзаменационного и межсессионного контроля знаний студентов с приложением их образцов (см. Инструкционное письмо Минвуза СССР № 32 от 22 октября 1982 г., п. 6.2) и в УМКС указаний по проведению государственных экзаменов, требования к содержанию экзаменационных заданий и критерии оценки их выполнения студентами (п. 5.7).