История создания экологической тропы

Опираясь на результаты экспериментов по 'созданию подобных маршрутов, Всероссий­ское общество охраны природы приняло решение распространить опыт создания учебных троп на территории России. С этой целью в короткое время было организо­вано два республиканских семинара на базе действую­щих троп «Измайловская» (в черте Москвы) и «Пущинская» (Московская обл.),

Результаты этих мероприятий не замедлили сказать­ся. По данным отдела ВООП, всего за два года в разных уголках Российской Федерации было заложено более 120 учебных троп. В их создании в со­дружестве с местными отделениями ВООП активное участие принимали студенты из дружин охраны природы различных вузов, советы по туризму и экскурсиям, турбазы, детские туристические станции и станции юных натуралистов, школьные лесничества, Дома пио­неров, отдельные школы под руководством учителей географии и биологии.

Парк культуры и отдыха г. Южно-Уральска, ор­ганизовал экологическую тропу в естественном бору, занимающем 15 га. Информационные щиты, установленные на тропе, имеют вид развернутой книги: на од­ной «странице» плакат по охране природы, на другой — текст о природных объектах. Предназначена тропа для детей младшего возраста, но может быть интересна и всем посетителям парка

Первичная организация ВООП Комсомольского го­сударственного заповедника (г. Комсомольск-на-Амуре) оборудовала экологическую тропу, на которой установ­лено 30 красочных стендов и аншлагов.

Большая часть троп в настоящее время сформировалась как турист­ские маршруты выходного дня и достаточно насыщена экологической информацией (щитами, указателями, специальными буклетами). В Краснодарском крае организовано или находится в стадии организации око­ло 20 учебных троп.

В 1985 году начали действовать тропа Паустовского и учебная тропа природы от Ласковского до Черного озера, проект которых создала Дружина по охране природы Рязанского клуба туристов. Они же оборудова­ли и установили информационные щиты, соответственно 12 и 20 шт., разработав для этого особую технологию, сравнительно несложную и удобную в эксплуатации.

В Москве первая учебная экологическая тропа была создана в 1981 году в Измайловском парке культуры и отдыха учащимися 446 средней школы под руководст­вом лаборатории—экологического образования.

 

Тропа действует в летне-осенний сезон. По ее маршруту проводятся программные экскурсии для уча­щихся этой и других школ района и города. В порядке распространения опыта организаторы, и старшеклассни­ки проводят экскурсии для зарубежных специалистов, директоров и завучей московских школ, методистов и учителей Москвы.

Информационные щиты, установленные на тропе, привлекают внимание значительного числа посетителей лесопарка.

Затем появились аналогичные тропы в Серебряном бору (школы № 57 и 143), в национальном парке «Ло­синый остров» — Мытищинский лесопарк (школа № 767 и географический факультет МГПИ им. В. И. Ленина), в парке «Сокольники» (школа № 1 и МГПИ) и в некоторых других местах. Все московские учебные тропы отличаются сравнительно малой про­тяженностью (в среднем 1—2 км), доступностью для посетителей (дорожки частично асфальтированы), эко­логической информативностью. Прекрасные по своей организации, информационному содержанию и эстети­ческим качествам тропы создают на Украине. Они носят название природных (тропа Ирпень— Беличи), экологических («По реке Горынь») и природных познавательных (Дахновская).

Создание учебных троп для на­шей страны — дело достаточно новое, но набирающее быстрые темпы, особенно в последние годы. Разнообра­зие форм и методов их создания позволяет вовлечь в эту деятельность довольно большой круг заинтересован­ных организаций и широкую общественность. А это, в свою очередь, способствует расширению не только числа троп, но также и географии их распространения.

Перейти на страницу: 1 2