Результаты экспериментального обучения
Отношение к главному герою рассказа менялось по ходу чтения у 92 % учащихся экспериментального класса и 96 % учащихся контрольного класса. Данные ученики отмечали, что сначала им ''мальчик понравился'', ''за него можно было порадоваться, потому что он пришел домой и сразу сел за уроки '', ''он сам обрадовался, что никого нет дома, и никто не помешает ему делать уроки''. Но потом отношение ребят к главному герою изменилось. Федя оказался ''несамостоятельным, потому что он не смог обойтись без помощи друга'', ''он даже не старался думать, а только читал задачу много раз''. Некоторым ребятам даже стало ''жалко Федю, потому что он оказался неусидчивым учеником и во всем обвинял других, а не себя''.
Все вышесказанное позволяет судить о том, что учащиеся способны в слове передать динамику эмоций, соотнося изменение своих чувств с конкретными событиями, описанными в произведении.
Результаты ответов на вопрос, выявляющий умение видеть динамику эмоций, представлены в таблице.
Классы |
Количество учащихся (в %), способных видеть динамику эмоций. |
Количество учащихся (в %), не способных видеть динамику эмоций. | ||
1 срез |
2 срез |
1 срез |
2 срез | |
Эксперимент. |
80 |
92 |
20 |
8 |
Контрольный |
92 |
96 |
8 |
4 |
При определении мотивов поступков героев установлено, что 96 % учащихся экспериментального класса и 96 % учащихся контрольного класса ориентируются не на житейское представление о причинах того или иного поступка, что было свойственно для них во время первого констатирующего среза, а на изображение героя автором. Это свидетельствует о повышении уровня восприятия художественного произведения.
Результаты ответов на вопрос, выявляющий умение определять мотивы поступков героев, представлены в таблице.
Классы |
Количество учащихся (в %), способных определять мотивы поступков героев. |
Количество учащихся (в %), не способных определять мотивы поступков героев. | ||
1 срез |
2 срез |
1 срез |
2 срез | |
Эксперимент |
84 |
96 |
16 |
4 |
Контрольный |
88 |
96 |
12 |
4 |
Существенная разница между первым и вторым срезами наблюдается в ответах учащихся на вопрос обобщающего характера. Обобщение лишь 8 % учащихся экспериментального класса и 12 % контрольного классов подменяется передачей содержания прочитанного. 76 % учащихся экспериментального класса и 80 % учащихся контрольного класса способны сделать обобщение, но, не выходя за рамки конкретной ситуации: ''Федя не смог решить задачу, потому что ему мешали директор и артисты''. При этом 16 % учащихся экспериментального класса и 8 % учащихся контрольного класса сделали обобщение с выходом за рамки конкретной ситуации. Они отметили стремление автора показать, что ''если хочешь что-то сделать хорошо, нужно чтобы тебе никто не мешал'', ''нужно работать в тишине, чтобы можно было сосредоточиться''. Умение сделать обобщение с выходом за рамки конкретной ситуации является характерной чертой уровня ''идеи''.