Приложение №12
«Разгар весны», «Весна-красна»
, «Весенние краски».
г) Чтение текста учащимися про себя.
д) Ответы на вопросы учителя к тексту с выборочным чтением.
- Какие цвета использовала природа, чтобы показать красоту весны? Найдите их в тексте. Каким теперь стал лес? Что нового узнали вы для себя из этого текста?
е) Повторное чтение всего текста вслух (1чел.)
ж) Выводы учителя.
- Вот мы и закончили читать и разбирать этот текст, а сейчас поработаем в тетрадях.
Работа в тетрадях.
- Ребята, запишем названия тех оттенков цветов, которыми природа так красиво раскрасила весну. А поможет нам в этом «палитра с красками». С оттенками некоторых цветов мы познакомились в тексте, другие – запишем сами.
а) Запись названия красок из «палитры» в тетради с комментированием и объяснением.
(Учитель указкой показывает на любой цвет на «палитре», а учащиеся записывают его название с помощью учителя).
Фиолетовый, сиреневый, малиновый, бордовый, оранжевый, лимонный, желтый, коричневый, голубой, болотный, малахитовый, черный, серебристый.
б) Подведение итога данной работы.
- Вот видите, дети, какими красивыми и яркими оттенками цветов природа щедро раскрасила весну, оживила все вокруг.
Продолжение работы в тетрадях.
а) Комментированное письмо – запись словосочетаний.
- Продолжим нашу работу. Прочитайте еще раз текст про себя, найдите и назовите понравившиеся вам образные слова и выражения.
Изумрудные листочки, величественная ель, зеленые кружева.
б) запись предложения на доске и в тетради с полным разбором и объяснением.
- Запишем предложение о весне и вспомним все, что нам известно о предложении. Что выражает предложение? Сколько слов может быть в предложении? Какими бывают предложения по цели высказывания? Какими бывают предложения по интонации? Для чего служит интонация? Как мы начинаем писать предложение? Какими бывают предложения по количеству грамматических основ? А по наличию второстепенных членов?
в) один ученик под диктовку учителя записывает на доске предложение: Ласковый ветерок приносит горьковатый аромат черемухи. (Одним из признаков весны является цветение черемухи в конце мая).
10. Развитие речи – составление и запись небольшого рассказа-сочинения о весне, ее приметах в природе. Проверка получившихся сочинений. Сравнение, анализ их. Выводы учителя.
Словесная иллюстрация к прочитанным произведениям – составление динамической картины о весне (на фланелеграфе с помощью аппликации).
- Ребята, только что мы прочитали прекрасные произведения о весне, написанные разными писателями. Они, как художники, изобразили весну. Но ведь и многие композиторы тоже «описывают» природу с помощью звуков, музыки. Давайте сейчас мы как бы «нарисуем», «создадим» с помощью аппликации и музыки «иллюстрацию» к данным текстам.
а) Слушание произведение П. И. Чайковского «Подснежник»
- Давайте представим себе, а музыка нам поможет в этом, - какой бы мы хотели увидеть весну на нашей картине. (Представления и рассказы детей).
б) Чтение стихотворения П. Соловьева «Подснежник».
В саду, где березы столпились гурьбой,
Подснежника глянул
Глазок голубой.
Сперва понемножку
Зеленую выставил ножку.
Потом потянулся
Из всех своих маленьких сил
И тихо спросил:
«Я вижу, погода тепла и ясна,
Скажите, ведь правда,
Что это весна?»
(П. Соловьев)
в) Составление динамической картины.
г) Чтение двумя учениками стихов о весне, подходящих к этой динамической картине (отрывок из стихотворения А. Пушкина «Гонимы вешними лучами» и стихотворение С. Маршака «Весна»):
…Улыбкой ясною природа
Сквозь сон встречает утро года,
Синея блещут небеса.
Еще прозрачнее леса
Как будто пухом зеленеют…
* * *
Снег теперь уже не тот –
Потемнел он в поле.
На озерах треснул лед,
Будто раскололи.
Облака бегут быстрей.
Небо стало выше,
Зачирикал воробей
Веселей на крыше…
- Что объединяет стихи Пушкина и Маршака и нашу составленную картину?
г) выводы учителя.
Заключительное слово «Весны»:
а) благодарность учащимся за урок, за их работу, призыв беречь, любить, охранять родную природу;
б) рассказ о давнем русском обычае – весеннем празднике «Прилет жаворонков»;
в) подарки гостям и детям;
г) чтение учеником стихотворения В. Жуковского «Жаворонок»;
д) прощание с ребятами.
Подведение итогов урока. Обобщение. Оценки.
Задание на дом (творческое, по выбору).