ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАФИЧЕСКОГО НАВЫКА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Что же делать? Где выход? Методисты Безруких, Хохлова и другие, считают, что, во-первых, есть смысл «пожертвовать» жесткими требованиями к каллиграфии, ведь в конечном итоге каллиграфически правильный почерк вырабатывается у единиц, остальные лишь зря тратят силы и время. Во-вторых, усилить элемент осознанности в выполнении движений. Мы согласны с Безруких М.М. и Хохловой Т.Е. и считаем, что письмо, как и чтение, обязательно должно и может быть сформировано только как самостоятельное сознательное действие.

Известный советский психолог Эльконин Д.Б. [99, с.18] пишет: «В советской психологии на основе экспериментальных исследований уже давно установлены определенные генетические связи между действием и операциями, показавшие, что ни одна сознательно контролируемая операция не может стать таковой, не пройдя процесса формирования как особого сознательного действия. Например, ребенок списывает из прописи слова или пишет диктант, или работает над сочинением. Во всех случаях ребенок пишет. Но в первом осознанная цель действия, его предмет – графическая конфигурация букв (а основные операции – зрительное восприятие, сличение, техническое осуществление движений). Во втором случае цель – правильное написание слов, а правильная конфигурация букв – только операция, а в третьем случае цель – изложения своих мыслей, а орфография и каллиграфия выступают только как операции. Но не освоив операции, нельзя осуществить (качественно) и действия, и деятельность». Необходимо подчеркнуть, что «школьники первоначально, естественно, не умеют самостоятельно формулировать учебные задачи и выполнять действия по их решению» [10, с.154], именно поэтому основная задача учителя на первых этапах формирования навыка – не только определять конечную цель, но дать путь решения (осуществления) этого действия.

Мы считаем необходимым еще раз подчеркнуть, что формирование «чисто технического навыка» на всех этапах обучения можно выделить только условно, так как одновременно идет формирование других довольно сложных задач – построение системы знаков, соотнесенных с системой звуков, усвоение способов обозначения фонем буквами (так как количество фонем и букв в русском языке не совпадает) и в конечном итоге – представление буквенной записи как модели слова, отражающей связь между его значением и формой. То есть ребенок на первых этапах формирования навыка как бы проходит тот путь, который прошло человечество в историческом развитии письма [Глава 2, п.1].

Чисто технически важно на этом этапе научить (и учить этому нужно специально) видеть строку, ее середину, чувствовать расстояние мысленно, выделять для каждой буквы ее «клеточку» и располагать в ней букву.

Еще один вывод нужно сделать, основываясь на особенностях первого этапа формирования навыка письма – нельзя формировать темп, скорость письма. При анализе механограмм движений психологами было установлено: у шестилетних детей в течение всего первого года обучения при требовании «пиши быстрее» скорость самого движения не увеличивается, а лишь сокращается время микропаузы, то есть то время, которое необходимо для осознания движения, закрепления его и собственно формирование навыка письма.

Оптимальная скорость письма на первом этапе обучения – для шестилеток – 4-6 знаков в минуту; у семилеток она может быть на 2-4 знака больше.

Важнейшим элементом обучения является звуковой (или звукобуквенный) анализ. Процесс звукового анализа, выделение фонем и перевод их в графемы также осуществляется осознанно, и если на этом этапе не уделять достаточное внимания звукобуквенному анализу, не дать ребенку достаточно времени для проведения этой работы, успешного формирования навыка не будет, а недостатки могут закрепиться, и скорректировать их в дальнейшем будет очень трудно. Особого внимания будут требовать дети с фонетико-фонематической недостаточностью, так как на следующих этапах этот процесс «уходит» из-под контроля сознания, и ребенок уже не фиксирует внимание на этом процессе, но сам механизм звукобуквенного анализа остается, и в случае затруднений вновь выступает на первый план, тормозя формирование навыка.

Первый этап обучения (фактически, букварный период) может значительно удлиняться, затягиваться, если методика обучения не соответствует закономерностям формирования навыка и возрастным особенностям ребенка.

Длительность и особенности второго и третьего этапов обучения во многом определяются тем, насколько успешно шло формирование навыка на первом этапе. Считается, что формирование навыка завершается к 10-11 годам, то есть тогда, когда становится стабильным почерк, когда увеличение скорости или какие-то дополнительные внешние «помехи» - грамматические задания, необходимость сосредоточить свое внимание на содержание текста, или необходимость выразить свою мысль письменно, - не будет искажать почерк, не приведут к его изменению, нарушению.

Перейти на страницу: 1 2 3 4