СИСТЕМА РАБОТ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ГРАФИЧЕСКИХ НАВЫКОВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Значительные трудности овладении первоначальным письмам и в работе графического навыка обусловлены неумением младшего школьника управлять последовательным чередованием напряжения и расслабления мышц руки. Прием тактирования формирует у учащихся умение чередовать напряжение мышц пишущей руки с расслаблением. Это создает благоприятные условия для отдыха руки и позволяет избежать утомления.
При этом ученику необходимо знать, что все линии, которые пишутся сверху вниз – «на себя» (прямые или полуовальные), являются опорными и поэтому воспроизводятся с достаточным напряжением мышц руки. Линии, выполняемые в обратном направлении – «от себя», вверх или в сторону (плавные и полуовальные), пишутся при расслабленном состоянии мышц руки. Все опорные линии надо писать под основной счет («раз-два-три-четыре»), а некоторые – под счет «и».
Таким образом, прием тактирования является инструментом целенаправленного управления ритмикой и пронацией письма, что способствует успешной выработке графического навыка.
Суть работы учительницы начальных классов 109-й московской школы Потаповой Е.Н. состоит в том, что она обучает младших школьников нетрадиционному способу письма и в более короткий срок формирует у них прочные каллиграфические навыки и добивается хорошего уровня грамотности.
Как уже говорилось выше, вопрос о том, как эффективно формировать у младших школьников каллиграфические навыки письма приобрел в последние годы особую актуальность. И это понятно: там, где сформирован каллиграфический навык письма, обнаруживается и достаточно высокий уровень грамотности.
Традиционным способом обучить детей письму удается. Но при этом затрачивается много физических, умственных и нервных сил ребенка. К тому же практика показывает, что ученик в период обучения письму элементов букв, их соединений не развивается: монотонность и однообразное написание элементов букв его утомляет, не вызывает в нем интереса, не активизирует мыслительных и творческих способностей, его речь.
В книге Л.С. Выготского «Мышление и речь» сказано, что понятие образуется, когда сформируются ощущения [17, с.294]. Эта мысль и была положена в основу работы Е.Н. Потаповой. Таким образом, понятие о букве она начала формировать через ощущения.
Обучение письму условно разделено на три этапа. Первый этап – развитие мускульной памяти, второй этап – развитие тактильной памяти, и третий этап – закрепление полученных сведений с помощью трафарета букв. Как видно, все этапы между собой связаны.
Первый этап письма – развитие мускульной памяти по данным наблюдений ученых известно, что мускульная память у детей от 4 до 7 лет цепкая и наиболее возбудимая. Обучение же каллиграфии проводится тогда, когда все дефекты уже утвердились и физиологически период работы мускульной памяти уже миновал.
Первое впечатление у ребенка самое сильное и самое яркое. Так, обучаясь писать букву, ребенок нервничает, у него не получается петля. Она у него искажена, и он запоминает букву с искаженной петлей.
А петля не получается у ребенка потому, что еще очень слабы мелкие мышцы пальцев его руки. Что же в этом случае может помочь ребенку? Это упражнения, развивающие мелкие мышцы его пальцев и кисти руки. Поэтому на первом этапе особое внимание отводится такому виду работы, как штриховка. Это выделяла и Н.А. Федосова (см. выше).
Второй этап письма – развитие тактильной памяти. Основная цель второго этапа – это соединение в памяти ребенка образца заглавной (прописной) и строчной буквы и их соединений. Кроме тактильной информации, дети получают и зрительную и слуховую информацию, у них развивается чувство языка, орфографическая зоркость. Этот этап начинается с изучения первой буквы и продолжается до конца изучения букв.
Третий этап – письмо букв с помощью трафарета. Этот этап длится 10-14 дней. В течение этого времени закрепляются навыки, отработанные на первых этапах. С помощью трафарета букв у детей вырабатывается правильный наклон букв и закрепляются приобретенные навыки: направление письма, написание буквы, ее элементов [70, с.23].
Методом Потаповой можно учить детей писать быстро, красиво, весело. Подсчитано: ученики Потаповой быстрее учатся читать и писать, допуская ошибок вдвое меньше обычного. Методика Потаповой позволяет воспитывать у детей самобытность, творческий дух, а также обеспечивает развитие личности ученика.
Основным принципом, «отправной точкой» в методике обучения каллиграфии Илюхиной В.А., учителя-методиста средней школы №4 г. Щербинки Московской области стала необходимость учить детей писать красиво. По мнению учителя, без сомнения, отражает характер. В таком случае, разве можно отрицать тот фактор, что, работая над почерком, мы можем содействовать формированию характера? «Илюхина убеждена, что обучая искусству писать четким, красивым почерком, она воздействует на ребенка в воспитательном плане: «Я считаю, что обучение письму должно стать частью эстетического воспитания, способом постижения прекрасного. Это особенно важно в период столкновения почерка, который совпадает с периодом становления личности. Убеждена, что такие положительные качества, как аккуратность, целеустремленность, внимание, чувство гармонии, желание доставить радость близкому тебе человеку своим трудом – все это можно с успехом формировать обучение письму» [39, с.10].