АНАЛИЗ УМК ПО ДАННОЙ ПРОБЛЕМЕ
Традиционная программа. Начальные классы (1-3).
Обучение письму (чистописание).
Закрепление графической стороны письма (чистописание) в I-III классах целесообразно проводить на каждом уроке русского языка по 6-8 минут.
Содержание этих занятий определяется программой по чистописанию для каждого класса.
В I классе – это упражнение для развития руки и глазомера, письмо букв в порядке усложнения их начертаний, по группам, а также письмо букв, трудных по начертанию. Кроме букв, дети пишут слова и предложения и, наконец, связные тексты, упражняются в написании, в письме под диктовку.
Во втором и третьем классах содержание графических упражнений, кроме выполнения программы этих классов, составляют письмо трудных для учащихся букв и их соединений, списывание с рукописного и печатного текста, письмо под диктовку, письмо под счет.
Состав упражнений входит также исправление недочетов каллиграфического характера: несоблюдение правильного наклона букв, нарушения параллельности, соразмерности букв по высоте и широте, выход за строку, искажение форм букв и других с учетом особенностей письма каждого ребенка. С этой целью рекомендуется прописывать образцы букв в тетрадях учащихся: в первом классе у всех, во вторых и третьих классах – выборочно.
Содержание упражнений по чистописанию связывается по мере возможности с изучаемым на уроке грамматическим материалом, с усвоением написания слов на непроверяемый безударную гласную, слов из словаря. Всякое письмо учащегося начальный классов должно быть опрятным, четки и правильным.
Конечная задача обучения письму заключается в том, чтобы ученик мог:
1) «перевести» звук в букву (имеется ввиду фонетико-графические написания);
2) правильно и четко написать букву, слово, предложение; списать с книги и с доски; написать под диктовку, проверить написанное и исправить допущенные ошибки;
3) научиться излагать свои впечатления и мысли в письменной форме.
Эти умения и навыки развиваются постепенно в процессе начального обучения русскому языку.
Работа по каллиграфии содействует нравственному, эстетическому воспитанию школьников, воспитанию у них аккуратности, трудолюбия, добросовестного и старательного отношения к выполнению любой работы.
I класс (Обучение грамоте), 168 часов.
Письмо и развитие речи.
Правильная посадка за партой, умение верно держать тетрадь и пользоваться ручкой при письме.
Связность и ритмичность письма букв и их соединение в словах. Письмо больших и малых букв и их соединений в словах и предложениях.
Грамматика, правописание и развитие речи, 120 часов.
Чистописание.
Закрепление гигиенических навыков письма: правильной посадки, положения тетради, ручки и других.
Письмо наиболее простой по форме группы букв с часто повторяющимися элементами движений типа: , , , , , , ; , , , и других.
Письмо строчных и заглавных букв по группам в порядке усложнения их начертания:
1) , , , , ;
2) , , , , , , ;
3) , , , , , , ;
4) , , , , ;
5) , , , , , ;
6) , , , , .
Упражнения в безотрывных соединениях букв типа _, _, _, _, _, _, _, _, _ и других.
Связное, ритмичное письмо слов и небольших предложений.
В результате обучения первоначальному письму первоклассник должен овладеть элементарным графическим навыком, а именно, уметь выполнять следующие действия:
1) сравнительно легко перекодировать звуко-фонемную форму слова в графическую и наоборот;
2) в процессе письма слов и предложений (под диктовку учителя, по памяти, при списывании) воспроизводить буквы и их соединения на основе усвоенных алгоритмов;
3) ритмично чередовать напряжение пишущей руки с расслаблениями под соответствующий счет;
4) писать связно и правильно все буквы;
5) использовать три вида соединения, фиксируя упором ручки соединительные точки;
6) выполнять санитарно-гигиенические нормы письма.
Таким образом, в послебукварный период необходимона основе логического принципа группировки букв закрепить указанные выше умения и начать отрабатывать автоматизированность графического навыка
.
II класс.
Грамматика, правописание и развитие речи, 204 часа.
Чистописание.
Работа по дальнейшему закреплению гигиенических навыков письма. Переход на письмо в тетрадях в одну линейку (усвоение новой высоты, ширины букв и других). Письмо трудных для учащихся заглавных и строчных букв и их соединений типа: