ПУТИ ОПТИМИЗАЦИИ КАЛЛИГРАФИЧЕСКИХ НАВЫКОВ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ (по данным эксперимента)

5) изменение и совершенствование характера содержания и форм проверки домашнего задания: а) использование учебника; б) усиление элемента творчества; в) разнообразные формы проверки: взаимопроверка, проверка с использованием ТСО, использование дидактических карточек и так далее.

Руководителю методического объединения и завучу по начальным классам рекомендуем усилить организацию внутришкольной методической работы по проблеме и контроль за ходом ее реализации в практике. С этой целью:

- провести на МО анализ содержания работы за истекшие годы и включить вопросы, снимающие эти недостатки;

- создать внутришкольную методическую копилку по усовершенствованию усвоения каллиграфических умений и навыков;

- создать библиографию по проблеме;

- внедрять новации, существующие в методике, с учетом особенностей школы;

- систематически анализировать работу и подводить итоги по данному вопросу на МО.

Для улучшения психолого-педагогической подготовки практикующих учителей, содержательно-процессуальной, методической стороны их деятельности по оптимизации формирования каллиграфических навыков рекомендуется организаторам пост вузовского повышения профессионального мастерства педагогов наладить систему повышения квалификации учителей начальных классов, включающих в себя организацию разнообразных мероприятий, к числу которых относятся подготовка методических, дидактических пособий учебно-методической литературы, публикаций в педагогической печати по опыту работы, а также проведение семинаров и научно-практических конференций с рассмотрением вопросов теории и практики по данной проблеме, обобщением опыта работы учителей. Профессиональную подготовку следует начать с момента обучения будущего учителя, например, посредством проведения спецкурса: «Оптимизация формирования каллиграфических умений и навыков в начальных классах как психолого-педагогическая и методическая проблемы».

Анализируя программы и прописи, можно сделать вывод, что весь курс формирования графических навыков можно разделить на 3 этапа:

I этап: подготовительный (элементный);

II этап: основной (буквенный);

III этап: заключительный (послебуквенный).

Характеристики каждого из этапов работы изложены выше (см. Глава 3, п.1).

Еще одним из путей оптимизации будет предупреждение каллиграфических ошибок при письме (см. Глава 2, п.6) и недостатках формирующихся почерков у учащихся. Из проведенного эксперимента видно, что при индивидуальной работе с учащимися учитель может на ранних этапах предупредить и исправить недостатки в письме.

Таким образом, несмотря на разные изменения в системе обучения каллиграфии, произошедшие за последнее десятилетие, процесс формирования умения писать буквы остается сложным. Поиски путей дальнейшей оптимизации этого процесса, безусловно, будут продолжаться.

Перейти на страницу: 1 2 3