ОСНОВЫ МЕТОДИКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ

Таким образом, объективные факторы труда—характер двига­тельных действий и особые внешние условия деятельности — обу­словливают специфическое воздействие на организм человека. Эти факторы в их конкретном виде определяют и специфические требо­вания той или иной профессии к подготовленности работников (их психическим и физическим качествам, двигательным навыкам, устойчивости организма к неблагоприятным воздействиям среды).

Профессионально-прикладная физическая подготовка осуществ­ляется в соответствии с общими методическими принципами обуче­ния и воспитания. Однако специфика различных видов трудовой деятельности требует организации занятий в усложненных услови­ях: круглогодично на открытом воздухе; в обстановке, максимально приближенной к реальной; после значительной физической нагруз­ки; выполнение в ряде случаев упражнений из исходных рабочих по­ложений и т. п. Выполнение упражнений в обстановке, близкой к ре­альной —характерная особенность методики профессионально-при­кладной физической подготовки.

Для отдельных видов прикладной физической подготовки разра­батываются и устанавливаются частные методические принципы. Например, для тренировки вестибулярного аппарата с учетом про­фессиональной подготовки разработаны и предложены такие принципы: максимальной нагрузки, оптимальной частоты трениро­вочных занятий, всесторонней тренировки вестибулярного аппарата (применение угловых, прямолинейных ускорений и их комбинаций), специфичности тренировки и др. Соблюдение их позволяет дости­гать высокой функциональной устойчивости вестибулярного аппара­та за сравнительно короткие сроки.

Своеобразна профессионально-прикладная физическая подготов­ка для учащихся, готовящихся к работе в горячих цехах промыш­ленных предприятий. Тренировка терморегуляторного аппарата их должна строиться по принципу контрастного варьирования условий занятий в зимний период — «воздух — зал» или «зал — воздух». Создаваемая при этом на каждом занятии контрастность действия термических раздражителей (холод, тепло) позволяет повысить устойчивость организма к резкой смене температур окружающей среды.

Формы занятий по профессионально-прикладной физической подготовке.

Задачи профессионально-прикладной физической под­готовки не представляется возможным успешно разрешить только путем плановых обязательных занятий и мероприятий в режиме учебного дня. Необходимо использовать и дополнительное время и другие формы занятий.

Применяют следующие формы занятий: комплексное и специали­зированное (плановые), утренние физические упражнения (заряд­ка), массовые спортивные мероприятия (спортивные 'и спортивно-прикладные соревнования, однодневные и многодневные туристские походы, лыжные переходы, массовые проплывы и др.).

Комплексное занятие (урок)—наиболее распростра­ненная форма. Следует различать два типа таких занятий: заня­тие, которое включает в себя общеразвивающие и специальные (прикладные) упражнения, и занятие, построенное на материале различных видов прикладной физической подготовки — так назы­ваемая комплексная тренировка.

Прикладные упражнения, включаемые в содержание занятий по общей физической подготовке, должны быть методически связаны с остальным учебным материалом; время, отводимое на них, зави­сит от конкретных задач занятий. Например, обучение прикладным навыкам лазания по вертикальной и горизонтальной лестницам, .пе­редвижения на повышенной опоре целесообразно предусматривать в занятиях по гимнастике; способам преодоления различных пре­пятствий — в занятиях легкой атлетикой на местности и пр.

Комплексная тренировка—эффективная форма специальной физической подготовки, предъявляющая очень высокие требования к организму учащихся. Она используется в тренировочных целях, главным образом на завершающем этапе обучения.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7 8