ОСНОВЫ МЕТОДИКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ
Таким образом, объективные факторы труда—характер двигательных действий и особые внешние условия деятельности — обусловливают специфическое воздействие на организм человека. Эти факторы в их конкретном виде определяют и специфические требования той или иной профессии к подготовленности работников (их психическим и физическим качествам, двигательным навыкам, устойчивости организма к неблагоприятным воздействиям среды).
Профессионально-прикладная физическая подготовка осуществляется в соответствии с общими методическими принципами обучения и воспитания. Однако специфика различных видов трудовой деятельности требует организации занятий в усложненных условиях: круглогодично на открытом воздухе; в обстановке, максимально приближенной к реальной; после значительной физической нагрузки; выполнение в ряде случаев упражнений из исходных рабочих положений и т. п. Выполнение упражнений в обстановке, близкой к реальной —характерная особенность методики профессионально-прикладной физической подготовки.
Для отдельных видов прикладной физической подготовки разрабатываются и устанавливаются частные методические принципы. Например, для тренировки вестибулярного аппарата с учетом профессиональной подготовки разработаны и предложены такие принципы: максимальной нагрузки, оптимальной частоты тренировочных занятий, всесторонней тренировки вестибулярного аппарата (применение угловых, прямолинейных ускорений и их комбинаций), специфичности тренировки и др. Соблюдение их позволяет достигать высокой функциональной устойчивости вестибулярного аппарата за сравнительно короткие сроки.
Своеобразна профессионально-прикладная физическая подготовка для учащихся, готовящихся к работе в горячих цехах промышленных предприятий. Тренировка терморегуляторного аппарата их должна строиться по принципу контрастного варьирования условий занятий в зимний период — «воздух — зал» или «зал — воздух». Создаваемая при этом на каждом занятии контрастность действия термических раздражителей (холод, тепло) позволяет повысить устойчивость организма к резкой смене температур окружающей среды.
Формы занятий по профессионально-прикладной физической подготовке.
Задачи профессионально-прикладной физической подготовки не представляется возможным успешно разрешить только путем плановых обязательных занятий и мероприятий в режиме учебного дня. Необходимо использовать и дополнительное время и другие формы занятий.
Применяют следующие формы занятий: комплексное и специализированное (плановые), утренние физические упражнения (зарядка), массовые спортивные мероприятия (спортивные 'и спортивно-прикладные соревнования, однодневные и многодневные туристские походы, лыжные переходы, массовые проплывы и др.).
Комплексное занятие (урок)—наиболее распространенная форма. Следует различать два типа таких занятий: занятие, которое включает в себя общеразвивающие и специальные (прикладные) упражнения, и занятие, построенное на материале различных видов прикладной физической подготовки — так называемая комплексная тренировка.
Прикладные упражнения, включаемые в содержание занятий по общей физической подготовке, должны быть методически связаны с остальным учебным материалом; время, отводимое на них, зависит от конкретных задач занятий. Например, обучение прикладным навыкам лазания по вертикальной и горизонтальной лестницам, .передвижения на повышенной опоре целесообразно предусматривать в занятиях по гимнастике; способам преодоления различных препятствий — в занятиях легкой атлетикой на местности и пр.
Комплексная тренировка—эффективная форма специальной физической подготовки, предъявляющая очень высокие требования к организму учащихся. Она используется в тренировочных целях, главным образом на завершающем этапе обучения.