ОСНОВЫ МЕТОДИКИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ВОЗРАСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ

В профессионально-технических учи­лищах обучаются юноши и девушки в воз­расте от 15 до 18 лет. По возрастным осо­бенностям их .можно отнести к двум груп­пам: подростковый возраст — юноши 13—16 лет, девушки — 12—15 лет и юно­шеский возраст — юноши 17—21 год и девушки — 16—20 лет. Возрастная перио­дизация в известной степени условна и позволяет установить лишь ориентировоч­ные границы между фазами роста. Одна­ко в каждом возрастном периоде физи­ческое воспитание имеет свои отличия. Возрастные особенности организма в зна­чительной степени обусловливают содер­жание и методику физического воспита­ния. С учетом возраста осуществляется подбор средств, определяются допусти­мые нагрузки, нормативные требования

Возраст 15—20 лет характеризуется поступательным развитием организма. Особенностями этого возраста являются постепенное увеличение массы и разме­ров тела, расширение приспособительных возможностей организма.

Формирование скелета заканчивается в основном к 17—18 годам. К этому вре­мени сформировывается физиологическая кривизна позвоночного столба. К 16—18 годам заканчивается формирование стопы. В возрасте 15—16 лет особое внима­ние преподавателя физического воспита­ния должно быть обращено на формиро­вание правильной осанки и развитие сто­пы. Чем полноценнее осанка, тем лучше условия для функционирования внутрен­них органов и организма в целом.

У женщин рост заканчивается в 20—22 года, у мужчин в 23—25 чет. Рост тела сочетается с изменениями в строении костной систе­мы. Чрезмерные физические нагрузки могут привести к задержке роста.

С возрастом увеличивается относительная доля мышц в общем весе тела. Вес тела продолжает возрастать примерно до 25 лет. У женщин вес тела, как и рост, увеличивается в меньшей мере, чем у мужчин. Вес мышечной массы к весу тела у подростков

15 лет со­ставляет 32,6%, а у юношей 17—18 лет— 44,2%.

К 18—21 годам в основном заканчивается функциональное раз­витие отделов центральной нервной системы и вегетативных систем. Нервные процессы отличаются большой подвижностью. Сила воз­будительных процессов преобладает над тормозными.

В возрасте

11—18 лет отмечается усиленный рост сердца. Линей­ные размеры сердца к 15—17 годам увеличиваются в три раза в сравнении с размерами новорожденных. Объем полостей сердца в 13—15 лет составляет 250 см3, а у взрослых 250—300 см3. Если за семь лет (от 7 до 14) его объем возрастает на 30—35%, то за четыре года (от 14 до 18) — на 60—70%. Увеличение емкости поло­сти сердца опережает увеличение 'просветов сосудов. Сердце неред­ко «не поспевает» за увеличением общих размеров тела. В возра­сте 15—20 лет у 10—15% юношей и девушек отмечается относитель­ное «малое» сердце, что приводит к увеличению периода восстано­вительных .процессов после нагрузки.

Частота сердечных сокращений в возрасте 15 лет составляет 76 ударов в минуту, а в возрасте 20 лет — у юношей 65—70, у деву­шек 70—75 ударов в минуту.

В обеспечении снабжения тканей кислородом важным фактором является скорость кровотока. Время кругооборота крови в 14—16 лет составляет 18с, а у взрослых — 17—29 с.

Для укрепления сердечно-сосудистой системы важное значение имеет разносторонняя физическая подготовка, строгая дозировка и постепенное повышение физических нагрузок, систематичность за­нятий физическими упражнениями.

С возрастом происходят изменения и в дыхательной системе с ростом тела потребность в кислороде увеличивается и органы дыхания работают более напряженно. Так, минутный объем дыха­ния у 14-летнего подростка составляет на 1 кг веса 110—130 мл, у взрослого же всего лишь 80—100 мл. Функциональные возмож­ности аппарата дыхания еще недостаточно совершенны. Жизненная емкость легких ,и максимальная легочная вентиляция меньше, чем у взрослых. Объем вентиляции составляет в 14—16 лет — 45 л, в 17—18 лет — 61 л в минуту.

Перейти на страницу: 1 2