Проблемная ситуация как средство активизации познавательной деятельности младших школьников.
Всегда ли ученик выходит из создавшегося познавательного затруднения? Как показывает практика, из проблемной ситуации может быть четыре выхода:
A) учитель сам ставит и решает проблему;
Б) учитель сам ставит и решает проблему, привлекая учащихся к формулировке проблемы, выдвижению предположений, доказательств гипотезы и проверке решения;
B) учащиеся самостоятельно ставят и решают проблему, но с участием и (частичной или полной) помощью учителя;
Г) учащиеся самостоятельно ставят и решают проблему без помощи учителя (но, как правило, под его руководством) .
Чтобы создать проблемную ситуацию учитель должен владеть специальными методическими приемами. В каждом учебном процессе они имеют свою специфику. Отметим некоторые приемы обобщенного характера:
A) предварительное домашнее задание;
Б) постановка предварительных заданий на уроке;
B) использование экспериментов и жизненных наблюдении учащихся;
Г) решение экспериментальных и познавательных задач;
Д) задания с элементами исследования; Е) создание ситуации выбора;
Ж) предложение выполнить практические задания; 3) постановка проблемных вопросов и организация
дискуссий;
И) использование меж предметных связей; Проблемное преподавание, по мнению М.И.Пахмутова -то деятельность учителя, по созданию проблемных ситуа-,ий, изложению учебного материала с его (полным или астичным) объяснением по управлению деятельностью уча-,ихся, направленной на усвоение новых знаний, как тра-иционным путем, так и путем самостоятельной постановки чебных проблем и их решения.
Необходима не случайная совокупность познавательных задач, а их система. Проблемы должны быть доступны, важны в общеобразовательном отношении, деятельность учащихся должна быть творческой, задачи - иметь разную сгепень сложности, структура содержания задач не должна отвечать принципам дидактики «от легкого к трудному». Упражнения повышенной трудности, их выполнение ??? уже проблемная ситуация. Проблема создается также пстановкой вопросов типа «как применять изученное правило»? «Правилен ли полученный вывод?» Проблема, встаю-.я перед учащимися, оказывается необходимой в том случае:
1. Если учащиеся хорошо ее понимают;
2. Если они убеждаются в необходимости ее решения;
3. Если проблема соизмерима с силами, возможностями учащихся;
4. Если поставленная проблема обусловлена и подготовлена всем ходом учебного процесса, логикой работы над материалом.
Для того чтобы создать систему проблемных ситуаций, необходима определенная программа, основной принцип которой был сформулирован в ходе педагогических исследований :
1. Учебный материал должен излагаться так, чтобы раскрыть ребенку ведущие, общие свойства данной области действительности, подлежащей дальнейшему изучению;
2. Практические изменения и навыки необходимо строить даже в младших классах на базе соответствующих теоретических сведений;
3. Программа должна содержать не только материал, но и описание действий самих детей по его усвоению;
4. В программу включаются определенные системы упражнений, обеспечивающие овладение способом анализа материала и средствами моделирования открываемых свойств, а также упражнения по использованию детьми уже готовых моделей для открытия новых свойств материалов.
Как показали исследования, можно выделить наиболее характерные для педагогической практики типы проблемных ситуаций, общие для всех предметов.
I тип - наиболее распространенный тип. Проблемная ситуация возникает при условии, если учащийся не знает способов решения поставленной задачи, не может ответить на проблемный вопрос.