Проблемная ситуация как средство активизации познавательной деятельности младших школьников.

Всегда ли ученик выходит из создавшегося познавательного затруднения? Как показывает практика, из проблемной ситуации может быть четыре выхода:

A) учитель сам ставит и решает проблему;

Б) учитель сам ставит и решает проблему, привлекая учащихся к формулировке проблемы, выдвижению предположений, доказательств гипотезы и проверке решения;

B) учащиеся самостоятельно ставят и решают проблему, но с участием и (частичной или полной) помощью учителя;

Г) учащиеся самостоятельно ставят и решают проблему без помощи учителя (но, как правило, под его руководством) .

Чтобы создать проблемную ситуацию учитель должен владеть специальными методическими приемами. В каждом учебном процессе они имеют свою специфику. Отметим некоторые приемы обобщенного характера:

A) предварительное домашнее задание;

Б) постановка предварительных заданий на уроке;

B) использование экспериментов и жизненных наблюдении учащихся;

Г) решение экспериментальных и познавательных задач;

Д) задания с элементами исследования; Е) создание ситуации выбора;

Ж) предложение выполнить практические задания; 3) постановка проблемных вопросов и организация

дискуссий;

И) использование меж предметных связей; Проблемное преподавание, по мнению М.И.Пахмутова -то деятельность учителя, по созданию проблемных ситуа-,ий, изложению учебного материала с его (полным или астичным) объяснением по управлению деятельностью уча-,ихся, направленной на усвоение новых знаний, как тра-иционным путем, так и путем самостоятельной постановки чебных проблем и их решения.

Необходима не случайная совокупность познавательных задач, а их система. Проблемы должны быть доступны, важны в общеобразовательном отношении, деятельность учащихся должна быть творческой, задачи - иметь разную сгепень сложности, структура содержания задач не должна отвечать принципам дидактики «от легкого к трудному». Упражнения повышенной трудности, их выполнение ??? уже проблемная ситуация. Проблема создается также пстановкой вопросов типа «как применять изученное правило»? «Правилен ли полученный вывод?» Проблема, встаю-.я перед учащимися, оказывается необходимой в том случае:

1. Если учащиеся хорошо ее понимают;

2. Если они убеждаются в необходимости ее решения;

3. Если проблема соизмерима с силами, возможностями учащихся;

4. Если поставленная проблема обусловлена и подготовлена всем ходом учебного процесса, логикой работы над материалом.

Для того чтобы создать систему проблемных ситуаций, необходима определенная программа, основной принцип которой был сформулирован в ходе педагогических исследований :

1. Учебный материал должен излагаться так, чтобы раскрыть ребенку ведущие, общие свойства данной области действительности, подлежащей дальнейшему изучению;

2. Практические изменения и навыки необходимо строить даже в младших классах на базе соответствующих теоретических сведений;

3. Программа должна содержать не только материал, но и описание действий самих детей по его усвоению;

4. В программу включаются определенные системы упражнений, обеспечивающие овладение способом анализа материала и средствами моделирования открываемых свойств, а также упражнения по использованию детьми уже готовых моделей для открытия новых свойств материалов.

Как показали исследования, можно выделить наиболее характерные для педагогической практики типы проблемных ситуаций, общие для всех предметов.

I тип - наиболее распространенный тип. Проблемная ситуация возникает при условии, если учащийся не знает способов решения поставленной задачи, не может ответить на проблемный вопрос.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7