Приемы и методы введения проблемной ситуации при изучении грамматики
В. Проверка проводится в виде:
Задание 1.
1. Что вы знаете о существительном?
2. В какие группы вы можете объединить слова?
Машина,, цветок, корова, Мурка, часы, Алматы, Жучка, сорока; (группы, имена собственные, одушевленные и неодушевленные) .
Задание 2.
1. На какой вопрос отвечают одушевленные предметы?
2. На какой вопрос отвечают неодушевленные предметы?
3. Задание: выпишите в один столбик одушевленные, а в другой неодушевленные предметы.
Брат, мама, корабль, овраг, мороз, внук, река, бабушка, шуба, дуб, котенок. Коля, сосед урок, сирень, товарищ, воробей, день, рама.
Задание 3.
1. Выделите имя существительное: Два, двойка, удвоить.
2. Посмотрите на карточку. Что на ней изображено? 2 (двойка) Какой можно задать вопрос - что? - двойка .
3. А что изображено на этих карточках?
Какой можно задать вопрос к слову два:
сколько яблок? сколько карандашей?
4.Задайте вопрос к слову двойка
Я получил двойку, (что?)
Вывод: Двойка - это существительное, т. к. отвечает на вопрос что?
Задание4. Отгадайте загадки. Запишите ответы: сначала те, которые отвечают на вопрос кто?, затем, а затем на вопрос что?
-Посреди двора стоит копна, спереди вилы, сзади метла (корова);
-Белое одеяло весь мир покрывало, стало тепло - в речку утекло (снег);
-Кто зимой белый, а летом серый (заяц);
-Под соснами, под елками бежит мешок с иголками (еж) ;
-Стоит Антошка на одной ножке, шляпа есть, а головы нет (гриб) ;
-Не будильник, а разбудит, запоет - проснутся люди (петух) ;
Формирование понятия рода
Категория рода в русском языке является классификационной. Учащиеся получают представление о роде как об обязательной характеристике слова. Методически целесообразно строить объяснения, используя жизненный опыт учащихся. Так ребенку известно, что все люди делятся на мужчин и женщин и соответственно слова, могут быть мужского и женского рода. Сначала примеры подбираются по половому признаку (девочка, мальчик), с постепенным абстрагированием этого понятия (средний род).
А. Соответственно этому строятся уроки объяснения, на которых применяются такие задания:
Задание 1. Выпишите из словарного словаря слова, обозначающие животных и птиц.
Волк, ворон, заяц, коров , лис , петух, собак.
Вопрос учителя: На что заканчиваются эти слова. Давайте это отметим вот таким квадратом
А) рассмотрим с вами слово волк. Серый волк лежал на дороге. За серым волк гнались собаки. Что изменилось в слове волк(ом) . Это мы и будем брать в квадратик.
Б) рассмотрим слово лиса.
Рыжая лиса бежала.
Охотник увидел большую лис (у)
Что изменилось в слове лиса (у) . Это и берем в квадратик. Оставшиеся слова аналогично.
2. Предложим детям распределить эти слова в две группы по любому признаку. Направить их на возможность выделения мужского и женского рода.
3. Если дети не справятся, нужно попросить детей заменить слова волк и лиса на другие более короткие (местоимения он и она). Эти слова соотнести с понятием мужского и женского начала.
Для наблюдения дать таблицу
4. Объяснить мягкость слов дверь, конь, тетрадь. Дверь - он (ж. р.);
Конь - он (м. р.); Тетрадь - она (ж. р.) .
Вывод: Имена существительные могут быть мужского и женского рода.
5. Дать слова: окн, дерев, пол, здоровь.
Предложить детям определить являются ли эти слова мужского или женского рода.
После того, как учащиеся при соотнесении этих существительных со словами он, она не найдут им место ни в одной из этих групп, предложить выделить эти слова в отдельную группу, поставив к ним слово оно. Эти слова среднего рода. Обратить внимание на окончание.