Определение понятий способность, одаренность.
¨ задатки, склонности, проявляющиеся в повышенной чувствительности, определенной выборочности, предпочтениях, а также в динамичности психических процессов;
¨ интересы, их направленность, частота и систематичность их проявления, доминирование познавательных интересов;
¨ любознательность, стремление к созданию нового, склонность к решению и поиску проблем;
¨ быстрота в усвоении новой информации, образование ассоциативных массивов;
¨ склонность к постоянным сравниваниям, сопоставлениям. выработке эталонов для последующего отбора;
¨ проявление общего интеллекта - схватывание, понимание, быстрота оценок и выбора пути решения, адекватность действий;
¨ эмоциональная окрашенность отдельных процессов. эмоциональное отношение, влияние чувств на субъективное оценивание, выбор, предпочтение и т. д. '
¨ настойчивость, целеустремленность, решительность, трудолюбие, систематичность в работе, смелое принятие решений;
¨ творческость - умение комбинировать, находить аналоги, реконструировать; склонность к смене вариантов, экономичность в решениях, рациональное использование средств, времени и т. п. ;
¨ интуитивизм - склонность к сверхбыстрым оценкам, решениям, прогнозам;
¨ сравнительно более быстрое овладение умениями, навыками, приемами, овладение техникой труда, ремесленным мастерством;
¨ способности к выработке личностных стратегий и тактик при решении общих и специальных новых проблем, задач, поиск выхода из сложных, нестандартных, экстремальных ситуаций и т. п. [16]
Несколько по-другому, более интегрально можно представить проявление одаренности через:
1. доминирование интересов и мотивов;
2. эмоциональную погруженность в деятельность;
3. волю к решению к успеху;
4. общую и эстетическую удовлетворенность от процесса и продуктов деятельности;
5. понимание сущности проблемы, задачи, ситуации;
6. бессознательное, интуитивное решение проблемы ("внелогическое");
7. стратегиальность в ителлектуальном поведении (личностные возможности продуцировать проекты);
8. многовариантность решений;
9. быстроту решений, оценок, прогнозов;
10.искусство находить, выбирать (изобретательность, находчивость).
Здесь, существует определенная иерархия связей, зависимостей, и эту совокупность можно представить, имея в основе ту или инию фундаментальную позицию, несколько по другому; исходя из предположений о шести основных параметрах, а именно:
I. сфера реализации одаренности и преимущественный ее тип;
II. проявление творчества;
III. проявление интеллекта;
IV. динамика деятельности;
V. уровни достижений;
VI. эмоциональная окраска.
По каждому из указанных параметров можно выделить основные определяющие признаки.
Выделим основные типы творческой деятельности:
¨ научно-логический;
¨ технико-конструктивный;
¨ образно-художественный;
¨ вербально-поэтический;
¨ музыкально-двигательный;
¨ практико-технологический;
¨ ситуативный (спонтанный, рассудительный).
Проявление творческого поиска можно представить по следующим признакам:
¨ реконструктивное творчество;
¨ комбинаторное творчество;
¨ творчество через аналогии.
Проявление интеллекта представляется возможным фиксировать по:
¨ пониманию и структурированию исходной информации;
¨ постановки задачи;
¨ поиску и конструированию решений;
¨ прогнозированию решений (разработки замыслов решения), гипотез.