Способности и одаренность в младшем школьном возрасте.
Рассматривая идею ускоренных классов, необходимо продумать и вопрос об утомляемости. Не окажется ли она чрезмерной? Обратимся к классикам отечественной педагогики. Русский философ и педагог В. В. Розанов подчеркивал: “ .даровитый ученик не устает вовсе, не устает никогда трудиться над возбуждающим его дарование предметом”. При этом В. В. Розанов делает оговорку, что высокая умственная работоспособность возможна лишь при отсутствии в школьной жизни какой бы то ни было муштры, при использовании талантливо составленных учебников, при творчески работающих учителях и рациональной организации учебных занятий. Последняя должна исключать как монотонное повторение одних и тех же предметов, так и калейдоскопическое их чередование.
Несколько слов хочется сказать о досрочном окончании средней школы, не повлияет ли оно отрицательным образом на дальнейший жизненный путь ребенка, на его судьбу. Как показали проведенные под руководством Л. Термена лонгитюдные исследования, жизненный путь юношей и девушек, окончивших среднюю школу на один-три года раннее столь же одаренных сверстников, как правило, складывается даже более счастливо: у них имеется резерв времени на случай неудачного выбора профессии, а при успешном выборе их профессиональная карьера начиналась раньше. В результате к 40 годам (возраст, который считается пиком творческой продуктивности) они успели, как правило, сделать намного больше.