Типы контроля.
В зависимости от того, кто осуществляет контроль за результатами деятельности учащихся, выделяют следующие три типа контроля:
Внешний
(осуществляется учителем над деятельностью ученика)
Взаимный
(осуществляется учеником над деятельностью товарища)
Самоконтроль
(осуществляется учеником над собственной деятельностью)
п.4.1. Внешний контроль
В процессе контроля учителем знаний и умений учащихся выделяют следующие компоненты:
1. Уточнение целей изучения данного отрезка учебного материала и
установление конкретного содержания контроля.
2. Различные способы выражения результатов контроля: оценка и
отметка.
3. Выбор видов, форм, способов и средств контроля,
соответствующих поставленным целям.
п.4.1.1. Содержание контроля
Установление содержания контроля зависит от целей изучения данного отрезка учебного материала. Существуют различные подходы к описанию целей и содержанию, чтобы они служили основой для разработки средств для контроля знаний и умений учащихся.
Рассмотрим 2 из них:
Первый подход связан с указанием тех качеств, которые должны быть присущи сформированным в результате обучения знаниям и умениям учащихся: полноте, глубине, обобщенности, осознанности.
Второй подход связан с указанием уровней усвоения знаний и соответствующим им видам деятельности. Выделяют следующие уровни усвоения материала: узнавание, запоминание, воспроизведение.
п.4.1.2. Оценка и отметка
Процесс контроля знаний и умений учащихся связан с оценкой и отметкой. Следует различать эти понятия.[1]
Оценка
– это процесс, действие (деятельность) оценивания, которое осуществляется человеком.
Отметка
выступает как результат этого процесса (результат действия), как его условно формальное выражение.
Существуют различные способы оценивания в зависимости от того, с чем производится сравнение действий ученика при оценке. Если сравниваются действия, производимые учеником в настоящем, с аналогичными действиями, произведенными этим же учеником в прошлом, то мы имеем личностный способ оценивания. Если сравнение происходит с установленной нормой (образцом) выполнения действий, то обращаемся к нормативному способу. В случае сопоставительного способа оценивания происходит сравнение действий ученика с аналогичными действиями других учеников.
В текущей учебной работе учитель, как правило, использует личностный способ оценивания; при подведении итогов изучения темы, итогов четверти и т.д. – нормативный.
Оценка и отметка определяются знаниями и умениями ученика, которые он показал в процессе контроля. Одним из показателей, по которому учитель имеет возможность судить об этих знаниях, умениях, служат погрешности, допущенные учащимися при работе со средствами контроля, предложенными учителем.
Погрешности делят на ошибки и недочеты.
Ошибка
– это погрешность, свидетельствующая о том, что ученик не овладел теми знаниями и умениями (связанными с контролируемым разделом, темой), которые определены программой по математике для средней школы.
Недочетом
считают погрешность, указывающую либо на недостаточно полное, прочное усвоение основных знаний и умений, либо на отсутствие знаний, которые программой не относятся к основным. К недочетам относят также неаккуратность при записи решения, небрежное выполнение чертежа при решении задачи и т.д.
Приведенное деление погрешностей на ошибки и недочеты является условным. Размытость границы между ошибкой и недочетом может быть одной из причин необъективной оценки знаний и умений ученика.[11, c.42-56]
п.4.1.3. Формы контроля
В соответствии с формами обучения на практике выделяют 3 формы контроля: индивидуальная, групповая и фронтальная.[4]
1. Индивидуальный контроль.
При индивидуальном контроле каждый ученик получает свое задание, которое он должен выполнить без посторонней помощи. Такая форма контроля целесообразна в случае, если требуется выяснить индивидуальные знания, способности и возможности отдельных учащихся.