Эволюция системы обучения - общеисторический аспект
Роль носителя информации в историческом плане.
По устоявшейся в исторической науке традиции все существовавшие когда-либо образовательные системы обычно рассматривались только и исключительно с позиций их социальной детерминированности. Появление компьютерных носителей информации и связанных с ними новых форм интеллектуального труда позволило взглянуть на этот вопрос с иной стороны - с позиций того или иного носителя информации, являющегося в каждую конкретную эпоху реальной материальной базой учебного процесса и диктующего свои формы и методы педагогической работы. Рассмотрим в историческом плане, как влияет тот или иной носитель информации на формы и методы обучения.
В дописьменный период (в эпоху до изобретения и широкого распространения письменности) все накопленные знания сохранялись только в устной традиции, т. е. Человек был одновременно и творцом, и носителем, и передатчиком знаний. И отсюда же возникло представление об Учителе, каждое слово которого нужно было тщательно многократно обдумывать, обсуждать и истолковывать. Параллельно возникло другое представление – для завершения своего образования, каждый человек должен совершить путешествие, чтобы его представление о мире опиралось в какой-то мере на личные впечатления и размышления, а не замыкалось только на суждениях его Учителя.
Изобретение письменности стало поворотным моментом в развитии мысли, оно позволило ее фиксировать, позволило сделать проверяемыми, объективными и стабильными. Оно же значительно облегчило процесс передачи знаний, поскольку появился материальный носитель информации. Знания материализировались, обрели предметную сущность, и их стало возможно передавать в прямом смысле этого слова. При этом изменилась роль учителя: из единоличного хранителя и носителя знаний он превратился в истолкователя книжных знаний. На этой стадии были и значительные отрицательные моменты:
а) Создание письменности и первоначальной литературы происходило в очень сложных условиях религиозно-политической борьбы. Первые книги (рукописные!) в силу своей исключительности обслуживали практически только потребности церкви и высшей государственной власти, в связи с чем процесс их создания и содержательного наполнения формировался достаточно однобоко. Именно поэтому такими редкостными событиями в истории стали библиотека А. Македонского, библиотека И. Грозного, которые содержали в своих фондах не только священные писания и их толкования, но также летописи, труды по астрономии, медицине и даже художественную литературу.
б) впервые появилась возможность официального существования лжемудрецов, прячущих отсутствие рассудительности за ссылками на книги.
***Имеет смысл обратить внимание на появление терминов «софистика» и «талмудистика».
Софистика (мудрствование) – искусство доказывать что угодно путем превращения логических цепочек.
Талмудистика – часть теософии, занимающаяся истолкованием текстов талмуда.
Положительные моменты появления письменности:
1) Появилась возможность непосредственного обращения человека к знанию через книгу, а не только через личность учителя-мудреца.
2) Появилась возможность чтения книги вслух и коллективного прослушивания книжных текстов как предпосылка будущей классной системы.
3) Появилась возможность копировать книгу и т. о.:
а) распространять ее влияние на большую группу людей,
б) переносить знания в другие области и регионы в неискаженном виде.
Параллельно возникла профессия переводчика; сначала ими были известные специалисты по проблемам, описанным в книге, позднее – просто грамотные люди, специализировавшиеся на переводах.
Печатная книга произвела революцию в сфере интеллектуального труда. Если отвлечься от историко-социальных мотивов, то именно она, по существу, сделала возможным появление класса интеллигенции. Именно она стала материальной основой для создания государственных систем образования. Именно она позволила сформировать классно- урочную систему и учебный процесс в его нынешнем виде ("урок – домашнее задание – проверка").
В рамках классно-урочной системы организовывалась и развивалась технология процесса обучения. Если отвлечься от психологической стороны, то эта технология сводилась к формированию и совершенствованию навыков работы с книгой, причем это относилось и к учителю, и к ученикам. (Навыки скорочтения, типы чтения, виды конспекта, временной режим работы, приемы закрепления и подкрепления памяти, умение организовать поиск литературы и в литературе, работа со справочными материалами и т. д.) Из приведенного перечня видно, что весь процесс учебной работы направлен на то, чтобы постепенно увеличивать роль самостоятельной работы с книгой и уменьшать необходимость прямого непосредственного воздействия учителя.