Современное состояние практической компьютеризации процесса обучения
По представленным в таблице цифровым данным можно сделать такие основные выводы:
1) Состояние компьютеризации общеобразовательных школ Украины следует расценивать как критическое. По уровню оснащенности школ ПК, их техническими характеристиками и количеству учеников на один ПК Украина отстала от развитых стран не менее, чем на 10 лет.
2) Сегодня информатизация школ Украины в целом – процесс неуправляемый, что привело к резкому различию в уровне информатизации школ разных регионов. Основная причина – децентрализация средств, которые выделяются на компьютеризацию школ.
"Учитывая то, что все ученики должны иметь равные и должные условия обучения, компьютеризация школ должна происходить под контролем державы и финансироваться централизованно. Это даст возможность:
- уменьшить затраты на приобретение компьютерной техники, заказывая ее большими партиями;
- уменьшить затраты на программное обеспечение, поскольку необходимые программные средства, приобретенные за счет средств государственного бюджета, можно было бы поставлять учебным заведениям по стоимости носителей, на которых они записаны;
- уменьшить затраты на учебники и пособия, издавая их большими тиражами;
- организовать качественный сервис во всех регионах Украины благодаря поставкам в учебные заведения однотипных технических средств;
- уменьшить затраты на подготовку кадров в связи с унификацией используемых программ и технических средств."
(Выводы авторов статьи.)
***И еще один довод для подтверждения экономичности ПК: на этапе, предшествующем появлению ПК, довольно значительные средства вкладывались в обеспечение учебного процесса так называемыми ТСО - техническими средствами обучения. Причем каждое из этих средств отвечало только одной какой-либо задаче, и для хорошего обеспечения занятий нужно было иметь целый набор таких средств, каждое из которых решало только одну свою, специфическую задачу. С развитием технологии для обучения с использованием технических средств стало достаточным наличие только компьютера. Функции, которые раньше выполняли: телевизор, видеомагнитофон, аудиомагнитофон, кинопроектор, диапроектор и др., с успехом взял на себя компьютер. Причем качество передачи, хранения, отображения информации значительно повысилось. В этом ключе необходимо рассматривать задачу перевода всей информации в цифровые стандарты как приоритетную.
Уже сейчас компьютерная грамотность является важным показателем культуры, а в будущем окажется необходимой каждому человеку, на каком бы участке он ни работал. Следовательно, компьютерное дело, обучение пользованию компьютером в ближайшее время должно стать всеобщим. А поскольку введение в жизнь любых начинаний всеобщего значения всегда очень ответственно, отечественной педагогике сегодня необходимо проводить фундаментальные исследования в области компьютерной технологии обучения и психолого-педагогических основ применения компьютеров в образовании, в том числе:
1) создать методическое обеспечение для развития у детей комплекса умений в области информатики, включающего понимание, интерпретацию, классификацию, анализ, обработку, синтез, представление, регистрацию, и применение информации в учебной деятельности;
2) определить место компьютерной технологии в системе обучения; определить, как изменяются мышление ребенка и его интеллект в процессе обучения с помощью компьютера;
3) разработать методы стимулирования творческой деятельности детей в процессе обучения.