Распределение функций между участниками учебного процесса с применением ЭВМ
Последовательность фаз основного цикла прохождения информации, необходимая для гарантированного овладения знаниями любым обучающимся, состоит из пяти стадий:
- получение и осмысление новой учебной информации,
- выполнение тренировочных заданий и самостоятельных работ,
- проверка качества усвоения знаний и правильности выполнения практических работ,
- разъяснение ошибок, допущенных в практических заданиях, и работа по их предупреждению в дальнейшей деятельности,
- рассмотрение возможностей практического применения знаний, полученных в ходе изучения конкретной темы (раздела).
В полном объеме
реализация данной последовательности с использованием традиционных методов обучения практически невозможна, а реально осуществима только в условиях индивидуального обучения, или при классно-групповом обучении с широким использованием ПК.
Применение компьютеров при обучении приводит к необходимости перераспределения функций между участниками учебного процесса. В таблице перечислены основные функции, и знаком «+» указаны их "исполнители". В случае возможности выполнения функций одновременно несколькими участниками учебного процесса знаком «!» отмечен наиболее качественный исполнитель.
№ п/п |
ФУНКЦИЯ |
ПРЕПОДА-ВАТЕЛЬ |
ПК |
УЧЕНИК |
1 |
Выбор стратегии обучения |
+ |
- |
- |
2 |
Отбор учебного материала и заданий |
+ |
- |
- |
3 |
Определение последовательности изучения материала |
+ |
+ |
+ |
4 |
Изложение нового материала и предъявление заданий |
+ |
+ |
- |
5 |
Выполнение заданий |
- |
- |
+ |
6 |
Проверка и оценка решений |
+ |
+ ! |
- |
7 |
Сообщение результатов |
+ |
+ ! |
- |
8 |
Указание о дальнейших действиях |
+ |
+ ! |
- |
9 |
Регистрация данных о ходе процесса |
+ |
+ ! |
- |
10 |
Помощь в ходе процесса обучения |
+ ! |
+ |
+ |
Индивидуализация обучения является первым, но не единственным шагом на пути повышения эффективности учебного процесса. Весьма важным моментом является также реализация не только индивидуального, но и дифференцированного подхода в обучении (24-54). Следует отметить, что средства вычислительной техники позволяют существенно дифференцировать диалоги с обучающимися в зависимости от их подготовленности, скорости и качества выполнения заданий. Становится возможной дифференциация не только по временным параметрам, но и по объему изучаемого материала. Алгоритм обучения может строиться таким образом, что продолжение движения по обучающей программе становится возможным только при полном выполнении требуемого набора заданий.