Содержание логопедических занятий
Точно так же и с окружающими людьми. Близкие, деликатные, доброжелательные люди действуют успокаивающе, ободряюще. Он их не стесняется, чувствует себя с ними легко, уверенно, но обособленно, и речь значительно лучше, чем с теми, кого он боится, не знает, стесняется.
Поэтому-то на речевых занятиях важно предусмотреть подбор не только самих речевых упражнений, но и различных ситуаций, в которых должны проводиться занятия.
В зависимости от обстановки последовательность речевых упражнений может быть выражена так:
тренировка правильной речи в хорошо знакомой, привычной обстановке; в малознакомой; в незнакомой, чужой.
В зависимости от общественного окружения : В одиночестве (здесь обычно дети говорят совершенно свободно) ; с близкими и друзьями; с воспитателями ; с малознакомыми людьми; с незнакомыми.
И наконец, деятельность заикающегося ребенка также может влиять на качество его речи в зависимости : а) от вида ее (дидактические и подвижные игры, рисование, лепка и пр.); б) от степени сложности (элементарные действия, комплекс действий) и в) от отношения ее к речи во времени (описание того, что есть, было или будет).
Так, на занятиях по ручной деятельности с заикающимися дошкольниками логопед Н.А. Чевелева обнаружила, что речь у них лучше, когда они непосредственно сопровождают свои действия словами, т.е. одновременно проговаривают, что каждый из них в данный момент делает.
Например : « Я отрезаю полоску бумаги»; «Я скатываю шарик из пластилина»и т.д. При этом, безусловно, чем проще действие, тем легче ребенку его описать.
Значительно труднее заикающемуся ребенку рассказать о предстоящих своих действиях, тем более если они сложные. Здесь нужно предварительно представлять себе мысленно весь процесс выражения своих мыслей. Ребенок в данном случае лишен возможности опереться на зрительный и тактильный анализаторы, как это он делает при описании. Все это затрудняет его речь, способствует учащению и усилению запинок.
Вот почему при подборе речевых упражнений в зависимости от деятельности ребенка должна предусматриваться следующая последовательность их усложнения :
Виды деятельности (от спокойных к подвижным и эмоционально насыщенным) |
Сложность деятельности |
Отношение деятельности к речи во времени |
Дидактические игры (лото, домино) Занятия по лепке, рисованию, аппликации Общеобразовательные занятия (обучение счету, родному языку, труд) Подвижные игры Творческие и ролевые игры, инсценировки Репетиции к утренникам или концертам Участие в утренниках, концертах |
От элементарных, простых движений, действий до сложных комплексов движе-ний и действий. |
Настоящее время Прошедшее время Будущее время |
Как видно из изложенного, факторов, от которых в известной мере зависит появление или исчезновение речевых запинок у заикающихся детей, очень много. Какие же из них главные ? Что принять за основу ? Степень самостоятельности ? Подготовленности ? Сложность структуры ? Громкости ? Плавности и ритмичности ? Обстановки и общественного окружения ? Видов деятельности ?
Все перечисленные факторы имеют значение для перевоспитания речи заикающихся детей. Недооценка одного из них будет мешать успешности или прочности вырабатываемых навыков правильной речи у ребенка, может неожиданно спрвоцировать заикание после, казалось бы, успешного завершения речевых занятий. Поэтому логопед должен приложить все свое умение и знания, чтобы ничто не помешало успешному проведению занятий и не вызвало рецидива.
Существование такого многообразия факторов, влияющих на состояние речи заикающегося ребенка, позволяет логопеду комбинировать различные виды речевых упражнений так, чтобы всегда предугадать возможность возникновения речевых судорог и избежать их. Также возникает возможность для тренировки правильной речи и фиксирования на ней внимания заикающегося ребенка. А в случае срывов логопед должен помочь ребенку опереться на знакомые и легкие для него речевые стереотипы, для того чтобы заикающийся вновь мог преодолеть речевые трудности.