Дополнительное профессиональное образование[1].
Как известно, сегодня во всех странах мира сложилась практика переподготовки и повышения квалификации специалистов разных возрастных уровней. И это закономерно: требования столь быстро изменяющегося мира таковы, что для полноценного выполнения тех или иных видов деятельности однажды полученного образования не хватает. В переходные периоды развития общества эта закономерность проявляется значительно острее. Не явилолсь исключением в этом плане и современная Россия. Переподготовка и повышение квалификации различных специалистов объединены у нас в одно общее понятие дополнительного профессионального образования (ДПО). Отметим и то обстоятельство, что система ДПО в основном ориентирована на уже взрослых людей.
В новой структуре системы высшего образования дополнительное образование начинает выступать органичной частью, которая «доводит» специалиста до работника с более узким профилем работы после того, как он нашел себя на рынке труда. Этот уже принципиально другая ситуация, и это показывает важность реформирования системы высшего и дополнительного образования.
Ход реализации социально - экономических реформ в Российской Федерации, напрямую связанный с уровнем профессионализма кадров всех отраслей материального и духовного производства, потребовал коренных изменений в подходах к организации и функционированию системы дополнительного профессионального образования.
В соответствии с Программой Правительства Российской Федерации «Структурная перестройка и экономический рост в 1997-2000 годах», основное внимание в предстоящий период должно уделяться подготовке, переподготовке и повышению квалификации кадров в области экономических и управленнческих проблем, в том числе – обучению руководителей и специалистов в зарубежных странах. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации «О подготовке управленческих кадров для организаций народного хозяйства Российской Федерации» в настоящее время осуществляются необходимые структурные и организационные мероприятия: в частности, ликвидированы крупные отраслевые системы повышения квалификации (31 образовательное учреждение); в результате переподготовка и повышение квалификации кадров по проблемам экономических реформ будут сосредоточены в ведущих высших экономических учебных заведениях России. Главной задчей в этих условиях является становление региональных систем дополнительного образования и обеспечение их работы в новом качестве. Для обеспечения дальнейшего развития региональных систем ДПО уже создана необходимая нормативно – правовая база. Разработан, согласован со всеми федеральными органами исполнительной власти и, в соответствие с распоряжением Правительства России, внесен в Государственную Думу проект федерального закона «О дополнительном профессиональном образовании». Одной из основных в этом проекте является статья 5, согласно которой за гражданами закрепляется право на дополнительное профессиональное образование путем создания соответствующих социально – экономических и правовых условий. В частности введено положение, по которому предприятия и организации ежегодно планируют средства на повышение квалификации и профессиональную переподготовку в объеме не менее 2% от расходов на оплату труда работников, включаемые в себестоимость продукции (работ, услуг).
В связи с проводимыми реформами в ближайшии годы предстоит переподготовить и повысить квалификацию более чем 20 млн. руководителей и специалистов, а также отдельных граждан, включая такие социально – значимые категории, как безработные (1 млн.), бывшие военнослужащие (200 тыс. в год), внутренние мигранты (1,5 – 2 млн.), не нашедшие по специальности выпускники вузов и техникумов (0,3 млн. в год), что потребует увеличить мощности действующей системы в 3 – 4 раза.
На основе предложений субъектов Российской Федерации и в целях реализации региональной политики в этой области была разработана и утверждена Министерством общего и профессионального образования РФ межведомственная целевая программа "Развитие системы повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов в России на 1997 – 2000 годы". При её разработке использовались соответствующие материалы по развитию ДПО в ряде регионов России. Эта работа выявила отсутствие систем ДПО в 80% регионов, что свидетельствует о необходимости активизации усилий в этом направлении.