“Компромиссный” выбор профессии[2].
Проведенные в 1995 - 1997 годах психолого-социологические исследования студентов показали, что далеко не все студенты вполне осознанно выбрали ту специальность, которой обучаются. Причем их количество, судя по посещаемости занятий и по собственным высказываниям, значительно на первом курсе (чем относительно ниже уровень вступительных экзаменов, тем больше таких студентов). На втором – число, нежелающих учиться конкретной специальности, достигает апогея, происходит отсев совсем случайных людей. Потом количество студентов, говорящих, что они выбрали данную специальность случайно или компромиссно, снижается; к концу 4 – началу пятого курса остается всего 2 – 3 человека на студенческую группу, у которых явно просматривается отрицательное отношение к будущей профессии. И лишь 3 – 4 человека на группу абсолютно уверенны в правильности выбранного пути: они читают много дополнительной литературы, творчески выполняют курсовые и дипломные работы, внутренне готовят себя к работе по выбранной специальности. Остальная же, явно большая, часть студенческой группы скромно отмалчивается или вяло отзывается о своей будущей профессии. На вопрос: «Чем бы вы хотели заниматься, окончив университет?» наиболее характерен ответ «Зарабатывать деньги». То есть такие люди пойдут работать туда, где больше платят за меньший труд, скорее всего из них не получаться настоящие профессионалы своего дела. Также становиться очевидным, что на последипломное образование, скорее всего, пойдут те 3 – 4 человека, которые по-настоящему увлечены своей будущей профессией.
Проблема компромиссного выбора очень актуальна в наше время. Приходится выбирать не то, что хочется, а то, что доступно. Студент, сделавший компромиссный выбор, – это будущий плохой работник. Включается защитный механизм психики – рационализация. Человек логически пытается оправдать свой нерациональный выбор. Это оправдательное объяснение, как правило, не соответствует действительности. В итоге общество получает неполноценных работников. Единственный выход из такой ситуации (люди, закончившие одно высшее образование, вряд ли будут заниматься грубой физической работой) – переучиваться, получать второе высшее образование по специальности, которая по душе, по скаладу характера.
В следующей главе моего доклада я хотел бы поподробнее остановиться на последипломном образовании для выпускников технических вузов, а также условия получения определенных научных степеней. Также я бы хотел детально разобрать все аспекты поступления в аспирантуру, реальное состояние и тенденции.