Теория человеческого капитала[5].
Образование оказывает влияние на все виды деятельности человека. Окончив школу одни поступают в институт, другие в техникум, третьи не поступают никуда. Это являет собой определённый фильтр в выборе дальнейшей профессии человека, хотя не редки случаи, когда окончив институт, человек идёт работать продавцом мороженого,особенно в нашей стране. Но тем не менее функция фильтрующего устройства образованием не утрачивается. Хэрн писал,что образование-разумный способ распределения людей в соответствии с их достоинствами.
Ещё одной разновидностью функционализма является теория "человеческого капитала". Эта теория была разработана в 60-е годы американскими экономистами Мансером и особенно Беккером. В 1992 году последний получил Нобелевскую премию за эту теорию.
Суть теории человеческого капитала заключается в том, что инвестиции в образование создают человеческий капитал подобно тому, как затраты на на оборудование создают основной капитал. Люди – потребители стремятся максимизировать доходы своей жизни.
Цепочка: образование → мастерство → производительность труда, качество → заработки
Перед затратами на обучение люди должны сопоставить затраты и выгоды.
↓ ↓ ↓
неявные явные
более высокие
затраты затраты
доходы,
(упущенные (оплата ожидаемые
зароботки) обучения) в будущем.
Выгоды и затраты относятся к разным периода времени, поэтому каждый человек должен сопоставить ценность затрат сегодняшних завтрашних выгод. Ключевым моментом здесь является дисконтирование, то есть приведение к настоящему моменту времени будущих выгод и затрат. Инвестиции в человеческий капитал осуществляются до момента достижения такого уровня образования, при котором предельные выгоды как раз покрывают предельные затраты на образование. В момент равновесия норма отдачи на последний рубль, вложенный в образование, длжна быть равна норме отдачи на другие виды вложения.
Согласно теории Беккера сегодняшняя ценность ожидаемых выгод более высокого зароботка может быть представлена формулой:
N B(t)
P = ∑ ——
t=1 t
(1+i)
P
– сегодняшняя цена ожидаемых затрат
B
(
t
)
– ожидаемый дополнительный (как результат обучения) годовой заработок в году t
i
– рыночная норма отдачи на капиталовложения, как процентная ставка
N
– продолжительность предстоящей трудовой жизни
Во время обучения люди специализируются на накоплении человеческого капитала, и это связано с 3 обстоятельствами :
ü капиталоотдача на инвестиции высока за счет долгой будущей деятельности, неявные затраты незначительны
ü с каждым годом обучения работник становиться всё более дорогостоящим ввиду приближения пенсионного возраста
ü со временем человеческий капитал обесценивается, ибо на него так же действует физический и моральный износ
Пример:расчет экономической эффективности лбразования в условиях неизменяемого уровня цен.
Предположим, что 25-летний немецкий инженер с годовым заработком 48.000 марок получает возможность в течении одного года повысить квалификацию. Стоимость обучения – 20.000 марок. Перспектива – назначение на пост начальника отдела. Вопрс: на сколько выше должна быть зарплата начальника отдела? (Норма отдачи – 15% в год).
В случае повышения квалификации затраты:
1) упущенные заработки 48.000 марок
2) плата за обучение 20.000 марок
Т.е. общие затраты на образование = 68.000 марок
В будущем этот человек будет зарабатывать на х
тыс. марок больше.
В данном выражении слагаемое в скобках стремиться к нулю при N стремящемся к бесконечности. Следовательно, когда N достаточно высоко, им можно пренебречь.
Ориентировочно инженеру ещё работать 40 лет.
- пренебрегаем
Зная, что инвестиции в образование эффективны, когда затраты не превышают доходы,
è х = 10,2
Ответ: квалификацию целесообразно повышать, если заработная плата начальника отдела выше заработной платы инженера хотя бы на 10,2 тысяч марок.