Дистанционное обучение в высшей школе: модели и технологии

Телекоммуникации добавляют новую размерность к дистанционному обучению и очень быстро развиваются в России в виде применения асинхронной электронной почты. Проведенный анализ позволил выделить базовые параметры, которые являются существенными при выборе информационных технологий для применения в программах дистанционного обучения в российских вузах (Таблица 1).

Технология

Характеристики

Аудио-визуальные носители (печатные материалы, аудио-, видеокассеты)

Низкая коммуникационная интерактивность

Стоимость производства линейно зависит от числа обучаемых. Хорошо известны методики разработки учебных материалов. Высокая долговечность.

Компьютерное обучение, асинхронная электронная почта

Средняя степень интерактивности. Наиболее развитая инфраструктура в России. Низкая стоимость

Видеоконференции по компьютерной сети Internet в режиме реального времени

Высокая степень интерактивности

Наиболее развитая в мире инфраструктура сети

Использование широко распространенных платформ компьютеров

Низкая стоимость

Видеоконференции по цифровому выделенному спутниковому каналу с использованием видеокомпрессии

Высокая степень интерактивности Хорошее качество передачи изображения,

Снижение более чем на два порядка

требований к пропускной способности канала по сравнению с аналоговым телевизионным сигналом

Высокая стоимость

Видеоконференции по аналоговому спутниковому каналу

Высокая степень интерактивности

Максимально возможное качество передачи изображенияс минимальной технологической задержкой передачи изображения и звука

Высокая стоимость

Таблица 1. Сравнительные характеристики информационных технологий

2. Методы дистанционного университетского образования

Важным интегрированным фактором типологии дистанционных университетов является совокупность используемых в учебном процессе педагогических методов и приемов. Выбрав в качестве критерия способ коммуникации преподавателей и обучаемых, эти методы (приемы) можно классифицировать следующим образом:

1)Методы обучения посредством взаимодействия обучаемого с образовательными ресурсами

при минимальном участии преподавателя и других обучаемых (самообучение). Для развития этих методов характерен мультимедиа подход, когда при помощи разнообразных средств создаются образовательные ресурсы: печатные, аудио-, видео-материалы, и что особенно важно для электронных университетов - учебные материалы, доставляемые по компьютерным сетям. Это прежде всего:

Ø интерактивные базы данных

Ø электронные журналы

Ø компьютерные обучающие программы (электронные учебники).

В интерактивных базах данных систематизируются массивы данных, которые могут быть доступны посредством телекоммуникаций. Используя эти ресурсы разработчики курсов, например, могут поддерживать локальные базы данных как для студентов, так и для преподавателей. Другим решением является предоставление доступа к внешним базам данных. Число баз данных, доступных через компьютерные сети быстро растет.

Так, в Murdoch University каталог библиотечных услуг, которые доступны через Internet, насчитывает более 70 страниц. Студенты и преподаватели Государственного университета Огайо имеют доступ по крайнем мере к 9 главным библиотекам и целому ряду баз данных через Internet. Пользователи CompuServe имеют доступ к таким базам данных, как Academic American Encyclopedia, Dissertation Abstracts, ERIC, Magazine Database Plus, Peterson's College Database.

Электронные журналы представляют собой периодические издания, которые распространяются среди подписчиков через компьютерные сети. Они становятся все более важным источником получения информации и обучения. Как утверждалось в U.S.News & World Report (1994), более 2700 газет в 1994 году предпринимали ту или иную попытку издания электронных версий, в то время как в 1989 году таких газет было лишь 42. Strangelove составил в 1992 году справочник, который включал 35 электронных журнала и 90 информационных бюллетеней, доступных через Internet. Студенты подписываются на такие журналы с целью использования их как неотъемлемой части курса или как дополнения к работе.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7 8