Введение
АКТУАЛЬНОСТЬ
. Современное состояние образования характеризуется тенденцией гуманизации и гуманитаризации обучения.Этот процесс проявляется прежде всего в установлении субъектно-субъектных отношений, т.е. ученик рассматривается не как объект для педагогических воздействий, а как субъект со своим внутренним миром, системой ценностей, индивидуальными особенностями и т.д.
Таким образом, общение между учеником и учителем мы рассматриваем не только как взаимодействие, но и как взаимовлияние друг на друга.
Младший школьный возраст является наиболее ответственным этапом школьного детства. Высокая сензитивность этого возрастного периода определяет большие потенциальные возможности разностороннего развития ребенка.
Основные достижения этого возраста обусловлены ведущим характером учебной деятельности и являются во многом определяющим для последующих лет обучения: к концу младшего школьного возраста ребенок должен хотеть учиться, уметь учиться и верить в свои силы.
Педагогическое общение состоит из 2-х компонентов: вербального и невербального. С одной стороны, они дополняют друг друга, с другой - противоречат.
В музыкально-педагогическом процессе доля так называемой “невербалики” значительно увеличивается. В таких учебных предметах, как математика, физика, литература и другие, в учебном взаимодействии преобладает вербальное общение. На уроках музыки, учитывая их специфику (пение, слушание музыки, исполнение на музыкальном инструменте, дирижирование),несомненно, преобладает невербальное взаимодействие.
Искусство как специфическая форма невербальной коммуникации является могущественным средством не только эстетического воспитания, но и нравственно-идеологического формирования личности, средством эффективной агитации и пропаганды любых идеологических позиций. Иными словами, искусство как инструмент воздействия на психику
может быть употреблено как во благо, так и во зло, в зависимости от намерений авторов и исполнителей.
ТАКИМ ОБРАЗОМ, актуальность данной работы обусловлена значимостью проблемы влияния педагога на развитие личности и межличностных отношений младших школьников, ее малой разработанностью; а также значимостью и неразработанностью проблем невербальной коммуникации в музыкально-педагогическом процессе.
Исходя из этого, мы избрали темой: ВЗАИМОСВЯЗЬ ВИДОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КОММУНИКАЦИЙ С РАЗВИТИЕМ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА НА УРОКАХ МУЗЫКИ.
ЦЕЛЬ
.Выявить влияние особенностей педагогических коммуникаций на развитие индивидуальности младшего школьника на уроках музыки.
ГИПОТЕЗА
.Особенности видов педагогических коммуникаций будут: 1) взаимосвязаны с развитием личностных свойств и социальным статусом младших школьников;
2) влиять на ценностно-мотивационную сферу младшего школьника по отношению к урокам музыки в школе.
ЗАДАЧИ
. 1)Изучить литературу по теме исследования;
2)изучить особенности вербальной и невербальной коммуникации учителя музыки;
3)изучить особенности индивидуальности младшего школьника;
4)рассмотреть влияние особенностей педагогических коммуникаций на развитие индивидуальности младшего школьника на уроках музыки;
5)разработать психолого-педагогические рекомендации, направленные на оптимизацию взаимодействия педагога и учащихся.
НАУЧНАЯ НОВИЗНА
. Впервые на уровне экспериментального исследования рассматривается взаимосвязь стиля педагогических коммуникаций с развитием индивидуальности младших школьников на уроках художественно-эстетического цикла.
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ НОВИЗНА
. Впервые на основе результатов психолого-педагогического исследования исследования рассматривается взаимосвязь вербальной и невербальной коммуникаций педагога с развитием индивидуальности младшего школьника.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ
. Анализ видов вербальных и невербальных компонентов педагогического общения, используемых на уроках музыки, позволит определить психолого-педагогические рекомендации для учителей, направленные на формирование мотивационной сферы младших школьников в связи с предметами художественно-эстетического цикла (уроки музыки) и более полное раскрытие индивидуальности младшего школьника.
МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
. а) изучение и анализ литературы;
б) метод наблюдения;
в) методы психологического исследования с использованием стандартных психологических методик.