Моторное развитие
Так, например, языковое развитие ребенка нельзя отделить от его моторного развития. Большинство дошкольных педагогов убеждены в том, что такая связь существует и она очень сильная. Поэтому для хорошего языкового развития малыш нуждается в таких играх, которые включали бы нагрузку для всех пяти органов чувств и всех мускулов тела.
При этом надо знать, что ребенок не сразу начинает контролировать движения всех своих мускулов, и ему нужно помочь научиться делать это. Например, движения мелких мускулов начинают контролироваться позже, чем движения крупных мускулов.
После шести месяцев необходимо обратить особое внимание на артикуляционную моторику. Например, ребенок улыбается - активизируются мышцы губ. Чем раньше ребенок научится щелкать языком, присасывая язык к небу, тем быстрее в его речи появятся звуки, требующие верхнего подъема языка (ш, ж, р, л, и т.д.)
Уровень развития речи находится также в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук, на это указывают исследования деятельности детского мозга и психики.
Поэтому уже с 4-5 месяцев необходимо уделять внимание тренировкам пальцев рук (массажу кистей рук, каждого пальца, каждой его фаланги). Разминать и поглаживать их в течение двух - трех минут ежедневно. А с 10 месяцев подключают и активные упражнения для пальцев рук: малыши должны катать небольшие мячи, играть кубиками, пирамидками, учиться перекладывать некрупные предметы из одной кучки в другую. Как можно раньше необходимо приучать ребенка к самостоятельности. Было замечено, что дети, которые, как говорится, "могут обслужить себя сами", меньше картавят и сюсюкают, быстрее переходят к предложениям. Это и понятно, ведь такие "упражнения", как действия с ложкой, расстегивание пуговиц и т. п., отлично развивают мелкую моторику кисти.
Вот список основных сенсомоторных навыков, которыми обладает хорошо развитый ребенок в возрасте приблизительно трех лет. Если соответствует — никакие задержки речи ребенку не страшны. Он хорошо развивается и со временем будет прекрасно говорить.
· Он хорошо ощущает свое положение в пространстве и по отношению к другим предметам;
· у него хорошая координация движений;
· он понимает отношения в пространстве: далеко-близко, назад-вперед;
· у него хорошая осанка и чувство равновесия;
· он может и любит делать разные ритмичные движения;
· он может опознавать многие предметы на ощупь:
· знает разницу между "горячо", "холодно", "тепло";
· понимает, что существуют разные цвета, формы предметов, разные звуки и фактуры поверхностей;
· может подобрать разные вещи по сходству;
· у него сформировалась координация "глаз—рука":
· ему знакомы такие понятия: длинный — короткий маленький — большой высокий — низкий широкий — узкий вверху — внизу твердый — мягкий;
· он различает запахи, узнает различные звуки.