Система совершенствования методики активного обучения.
Для решения проблемного задания хорошо использовать групповую форму работы. Работу можно построить в двух направлениях:
1. Разделить всех учеников на группы по уровню их подготовленности. У всех трех групп задания будут разные по сложности.
Первыми раскрывают решение поставленной проблемы группа учеников со слабым уровнем подготовленности. Ученики двух других групп слушают и оценивают ответ. Затем отвечает следующая группа. Завершают и обобщают ответ ученики с высоким уровнем подготовленности.
2. Все ученики делятся на группы. В каждой группе по пять человек, из которых один «сильный», один «слабый», остальные со средним уровнем подготовленности.
Для всех групп задание дается одинаковое. Это может быть повторение теоретического материала, задание на смекалку, изучение нового материала. Сначала все учащиеся работают коллективно. Затем каждый член группы рассказывает этот материал, один начинает, а следующий продолжает. Завершает работу учащийся с более высоким уровнем подготовленности. Свои ответы они оценивают сообща. Моя функция заключается в контроле качества знаний учащихся. Заслушивая ответ самого слабого ученика, я могу оценить всех остальных учеников группы (если ученик со слабой подготовкой может хорошо рассказать этот материал, значит, вся группа поработала хорошо). Ответившая группа получает усложненный вариант задания, а я проверяю ответы следующей группы. Такая форма работы помогает мне поднять активность и заинтересованность на уроках. При проведении терминологических диктантов, тестов-подстановок, дополнений высказываний, тестов на выполнение алгоритмических действий на этапе контроля я работаю с учениками-консультантами. Два ученика правильно выполнившие задание первыми, собирают работы остальных учащихся и проверяют, оценивая. Критерии оценок оговариваются заранее.
Пример: тест-подстановка.
Задание. Заполните пропуски.
Воротник сложить лицевыми сторонами во внутрь … срезы, … шириной … см.
Затем об … шириной шва … см., и т.д.
Ключ к заданию.
1. Уровнять
2. Обтачать
3. 0,1 см.
4. 0,7 см.
5. 1,0 см.
Задание. Дополните высказывание.
Соединение двух деталей машинной строчкой с последующим вывертыванием на лицевую сторону называется …
Ключ к заданию: обтачивание.