Особенности нравственного воспитания младших школьников.
Во–вторых, в ходе учебной работы школьники включены в реальную коллективную деятельность, где также идет усвоение нравственных норм, регулирующих взаимоотношения учащихся между собой и взаимоотношения учеников с учителем.
И третий фактор: в процессе обсуждения положения в современной школе все чаще звучит тезис о том, что обучение в школе – это, прежде всего, формирование нравственной личности. В связи с этим предлагается увеличить удельный вес гуманитарных наук в общем объеме школьной программы. Учебная деятельность имеет все возможности, позволяющие развивать у учащихся нравственные качества личности в процессе изучения любого предмета.
С этой точки зрения и необходимо решать проблему умственного и нравственного развития учащихся в процессе школьного обучения, в единстве, в тесной взаимосвязи одного и другого. С этих позиций учебная деятельность является фактором целостного развития личности ребенка. (21,с.28).
Начальное обучение в настоящее время строится таким образом, что развивает у школьников познавательные способности; вырабатывает навыки активного овладения учебным материалом, ведет к объединению полученных знаний в целостную систему, направленную на осознание окружающего мира. Развитие мышления, овладения разнообразными способами работы с учебным материалом оказывает прямое влияние на усвоение детьми нравственных знаний; организация учебного процесса и его методы способствуют накоплению нравственного опыта.
Формирование нравственности происходит в школе на всех уроках. И в этом отношении нет главных и неглавных предметов. Воспитывает не только содержание, методы и организация обучения, учитель, его личность, знания, убеждения, но и та атмосфера, которая складывается на уроке, стиль отношений педагога и детей, детей между собой. Воспитывает себя и сам ученик, превращаясь из объекта в субъект воспитания.
Для нравственного воспитания важно организовать учение как коллективную деятельность, пронизанную высоконравственными отношениями. Учебная деятельность становится коллективным трудом, если познавательная задача ставится перед детьми как общая, для ее решения нужен коллективный поиск. В начальных классах требуются специальные приемы, чтобы дети смогли осознать учебную задачу и как общую, и как относящуюся лично к ним.
Охарактеризовывать особенности того или иного общественного явления, – значит, выявить его существенные взаимосвязи с другими явлениями социальной действительности. С развитием общества и изменением исторических условий существования людей постоянно обновляются, а в отдельные исторические периоды коренным образом меняется содержание воспитания. Воспитание может быть правильно понято лишь как естественно исторический и диалектический противоречивый процесс. Сущность социального аспекта нравственного воспитания определяется, прежде всего, особенностью развития современной эпохи, преобразованиями в нашем обществе, происходящими на принципиально новых началах.
Специфической особенностью процесса нравственного воспитания следует считать то, что он длителен и непрерывен, а результаты его отсрочены во времени.
Существенным признаком процесса нравственного воспитания является его концентрическое построение: решение воспитательных задач начинается с элементарного уровня и заканчивается более высоким. Для достижения целей, как правило, используются все усложняющиеся виды деятельности. Этот принцип реализуется с учетом возрастных особенностей учащихся.
Проблема нравственного развития младшего школьника в процессе обучения взаимосвязана еще с тремя факторами.
Во –первых, придя в школу, ребенок переходит от “житейского” усвоения окружающей действительности, в том числе и морально –нравственных норм, существующих в обществе, к его научному и целенаправленному изучению. Это происходит на уроках чтения, русского языка, природоведения и т.д. Значение такого же целенаправленного обучения имеет и оценочная деятельность учителя в процессе уроков, его беседы, внеклассная работа т. п.
Во –вторых, в ходе учебной работы школьники включены в реальную коллективную деятельность, где так же идет усвоение нравственных норм, регулирующих взаимоотношения учащихся между собой, учеников и учителя.
И третий фактор, о котором следует сказать: В процессе обсуждения положения в современной школе, проблемы становления программ обучения, дискуссий по поводу объема материала той или иной науки, все чаще звучит тезис о том, что обучение в школе – это, прежде всего формирование нравственной личности. В связи с этим предлагается увеличить удельный вес гуманитарных наук в общем, объеме школьной программы. Представляется, что здесь дело не только в специфике той или иной науки, сколько в подходе к учебной деятельности вообще. Данный вид деятельности имеет все возможности, позволяющие развивать у учащихся нравственные качества личности в процессе изучения любого предмета. Конечно, и игровая, и трудовая деятельность так же обладает такими возможностями, но учебная имеет в этом плане одно существенное преимущество: возможность целенаправленного формирования и естественно –научных и нравственных убеждений.