Методика формирования нравственных отношений младшего школьника на уроках чтения, либо внеклассного.
В результате проведенного анализа, выделяют данных испытуемых в группу со средним уровнем нравственного опыта.
Оставшиеся испытуемые образуют самую немногочисленную группу с высоким уровнем нравственного опыта.
Все проявления нравственных знаний у этих школьников характеризуются высокой степенью соответствия норме. В ответах и высказываниях представлялось 3-4 существенных признака ответственности и доброжелательности. Этот факт указывает на глубокое знание содержания нравственных норм.
Для нравственных отношений испытуемых этой группы характерна высокая степень соответствия норме и устойчивость. Оценочные суждения достаточно критичны, а при их обосновании ученики исходят из нравственного содержания норм.
На втором этапе исследования формируют у учеников 2-х и 3-х экспериментальных классов ответственность и доброжелательность в процессе обучения. При этом содержание учебной деятельности не изменялось, меняется только характер ее протекания.
Формирование ответственности проводится по следующим направлениям:
*организация взаимной деятельности учащихся на уроках;
*анализ и оценка учителем процесса выполнения и результатов учебных заданий с нравственной точки зрения;
*организация взаимоанализа и взаимооценки учащихся результатов учебной работы.
Доброжелательность формируется следующим образом:
*организация взаимопомощи учащихся при выполнении учебных заданий;
*систематическое проведение учителем анализа и оценки взаимоотношений между учащимися во время учебных заданий.
Как видно из указанных направлений формирования, стараются избегать прямого научения школьников, создаются условия только для расширения и углубления нравственного опыта, для развития нравственного сознания и самосознания учащихся.
На втором этапе исследования учащимся предлагаются такие ситуации, в которых они должны были помочь товарищу:
Если бы ты гулял во дворе вместе с другими и кто–нибудь из ребят упал около тебя и очень сильно ушиб ногу. Что бы ты сделал?
Дети играли в группе, некоторые рисовали, рассматривали картинки в книге. Таня сидела одна, очень грустная…
Если бы ты строил что – то из дощечек и рядом Витя тоже строил. Ему не хватало кубиков. Что бы ты сделал? При ответе, что дал бы свой, задавался дополнительный вопрос: «А если бы тебе тоже нужны были эти дощечки, тебе бы тоже не хватило?»
Вечер, холодный февральский ветер стучит в окно. Миша, ученик 3 класса, только что приготовил уроки и сидит сейчас, читая интересную книгу. Посмотрев на часы, он вспоминает, что не купил хлеб. Он решает, что до прихода мамы он еще успеет это сделать. В это время кто – то позвонил в дверь. Посмотрев в глазок, Миша увидел, что это старый знакомый папы – дядя Сережа. Он работает с папой и часто заходит к нам. Увидев, что это дядя Сережа, Миша…
·«Ваш товарищ на уроке затруднялся решить задание и просит вас помочь ему. Ваши действия?»
Рассмотрение полученных результаты:
Прежде всего, анализируются изменения нравственного опыта во 2-х и 3-х экспериментальных классах. Как и на первом этапе исследования, испытуемые экспериментальных классов делятся на три группы – с низким, средним, и высоким уровнем нравственного опыта.
В то же время меняется их количественный состав.
При сравнении с первым этапом исследования оказалось, что группа с низким уровнем уменьшилась, со средним увеличилась и с высоким увеличилась. Более детальное сравнение позволит проследить изменение состава учащихся в группах разных уровней от первого этапа исследования по второй.
В целом 2 экспериментальных классов меняют свое положение, и могут попасть в группы с более высоким уровнем нравственного опыта. Этот факт будет свидетельствовать о том, что в результате формирования эксперимента у школьников 2 классов нравственный опыт достиг высокого уровня развития.
В 3-х экспериментальных классах картина количественного распределения и изменения состава учащихся в группе может быть аналогична.
В целом выборки 3-х экспериментальных классов увеличивается число испытуемых с более высоким уровнем нравственного опыта.
Помимо количественного изменения, у некоторых испытуемых 2-х, 3-х экспериментальных классов может отмечаться и некоторые качественные особенности нравственного опыта. Прежде всего, школьники, обосновывали свои ответы, могут чаще ориентироваться на содержание нравственной нормы. Повышается способность выделять нравственную проблему в ситуациях нравственного выбора. Оценки поступков могут быть более критичны не только по отношению к другому человеку, но и к самому себе.
В контрольных классах, каких – либо изменений, как качественных, так и количественных может быть не обнаружено (в сравнении с результатами первого этапа эксперимента). Это позволяет сделать вывод о том, что приращение нравственного опыта у испытуемых во 2-х, 3-х экспериментальных классах происходит в результате целенаправленного формирования учебной деятельности.