Понятие опыта и проблема происхождения человеческих знаний.
В условиях нового времени огромное значение приобретает опыт. По Локку, знания и идеи получаются из опыта, который, в свою очередь, происходит из ощущений. Отсюда следует, что человек с самого раннего возраста должен быть чем-то заинтересован, занят какой-либо деятельностью. Нужно всячески поощрять и развивать любопытство ребёнка, его любознательность. ”Любознательность в детях нужно так же заботливо поощрять, как другие желания подавлять”(№108 “Мысли о воспитании”). Подобный подход к воспитанию понятен, если учесть, что решающую роль в формировании опыта и знаний Локк отводил органам чувств, а потому, чем больше ребёнок будет слышать, видеть, ощущать, тем более опытным, а, следовательно, более умным он будет. Подобный взгляд, по моему мнению, достаточно спорен. Конечно, нельзя не согласиться с тем, что опыт приносит огромную пользу, а также отрицать необходимость практикоориентированных знаний, однако я считаю, что изучение классических языков и наук, не связанных так или иначе с насущными потребностями человека, также необходимо, так как это развивает мышление и делает человека широко эрудированным во многих областях. В данном вопросе я согласен с П. Ф. Каптеревым, который писал, что одна наука “вытекает” из другой и изучение, например, латинского языка позволяет впоследствии с гораздо большим успехом изучить современные языки, так как латинский язык является прародителем многих европейских языков. Однако справедливости ради всё же хочу отметить, что на тот период времени, подход Джона Локка, на мой взгляд, являлся наиболее верным, так как старая система образования была перегружена схоластическими дисциплинами.
А теперь рассмотрим, вскользь упоминавшееся выше, понятие tabula rasa. Идея о том, что человек с рождения представляет собой “чистую доску” на которой можно ”написать” всё, что угодно, является утопией, фикцией. Вот что говорит по этому поводу Г.А. Зайченко в своей книге “Джон Локк”.
О своём методе объяснения происхождения человеческих знаний из чувств Локк говорит как об “историческом”(5,1,91). Однако принцип Локковского историзма – своеобразная теоретико-познавательная робинзонада.
Проблема развития сознания индивида – это проблема становления единичного как элемента, детерминированного становлением, развитием и достигнутым уровнем всеобщего родового сознания человечества, которое может быть исследовано только в контексте общественно-производственной практики и носит исторический характер. Когда же Локк прослеживает в отдельном индивидууме возникновение и развитие познавательных способностей из чувственного опыта, он полагает, что имеет дело с человеческим познанием в целом, которое как в капле воды отражается в его отдельном атоме, в единичном человеке. Конечно, исторический характер развития человеческого разума в такой же мере ускользал и от внимания рационалистов. Но рационализм в неявной форме обладал одним из ключей к пониманию исторического характера человеческого знания. Этим ключом было рационалистическое истолкование общего и необходимого в достоверном знании. Рационалисты хорошо знали, что в реальном познавательном процессе общие понятия, независимые от изменчивого чувственного опыта, дедукции из общих понятий, служат эффективным средством анализа материала чувственного, опытного. Рационализм открывал возможность рассматривать историю человеческого разума не просто как историю индивидуального накопления чувственного опытного материала, который преобразуется и кристаллизируется в рациональные формы объяснения мира. История человеческого разума – это и история того, как унаследованные от предыдущих эпох рациональные формы и теоретическое содержание значения активно влияют на становление и осмысление чувственного опыта новых поколений, и история того, как они комбинируются с новыми формами и теоретическим содержанием, совместно детерминируя особенности чувственного отражения действительности. Между tabula rasa до рождения человека и первыми шагами в становлении его способности чувственного отражения вторгается такой элемент, как социально-историческая и интеллектуальная детерминация тех или иных форм и путей, по каким пойдёт развитие чувств, опыта индивидуума. И поэтому даже развитие сознания не начинается с tabula rasa. Именно в этом смысле оправдано возражение Локку со стороны Лейбница: “Эта чистая доска, о которой столько говорят, представляет, по-моему, лишь фикцию, не существующую вовсе в природе и имеющую своим источником несовершенные понятия философов”(30,2,110).