Введение
По мере развития общества изменяются, усложняются разные виды труда, в том числе педагогического. Реформа общеобразовательной и профессионально-технической школы направлена на повышение качества деятельности выпускников в условиях общественного производства. Она вызвана потребностью общества в людях, любящих труд и умеющих трудиться творчески, ответственна дисциплинированно, без брака. Реформа и рассчитана на подготовку таких людей.Она предусматривает создание новых объективных условий труда педагогов и учебно-познавательной деятельности учащихся.
Объективные изменения в функционировании педагогических систем (ПС) произойдут по следующим направлениям:
— изменятся цели ПС. Общеобразовательная школа будет давать профессию. Но в условиях соревнования с ней профессионально-техническая школа должна будет готовить высококвалифицированного рабочего широкого профиля, имеющего основательную общеобразовательную подготовку, превосходящего выпускника школы профессиональной устойчивостью, творческой изобретательностью, ответственностью в работе с материалом, инструментом, в отношениях с производственным коллективом;
— изменится содержание учебной информации. Оно обновится как в общеобразовательной, так и в профессионально-технической школе. Уже известно, что для той и другой будет определен единый уровень образования. Вместе с тем программы будут учитывать профессиональную направленность учащихся. На его базе начнется поиск вариантов профессиональной направленности общенаучной и общеобразовательной подготовки. В педагогические системы придут новые учебные планы, программы, учебники, а это, в свою очередь, повлечет за собой необходимость перестройки системы знаний, прежде всего самих преподавателей;
— изменятся средства педагогической коммуникации, то есть средства, формы и методы педагогического воздействия. Главным средством воспитания станет производительный труд, который, как это прекрасно показал А. С. Макаренко, будет средством подлинно эффективным, если, во-первых, он особым образом организован, и, во-вторых, если он сочетается с правильной организацией нравственного воспитания учащихся;
— изменятся формы и методы педагогического воздействия вследствие того, что ПС вступят в новые взаимоотношения с общественным производством;
— в какой-то мере изменится и сам объект педагогического воздействия — учащиеся, вследствие того, что дети начнут учиться с шестилетнего возраста. Более цепкая память у шестилеток обеспечит формирование у них более прочного фонда знаний, навыков и умений не только в начальных, но затем в средних и старших классах;
— изменятся требования к уровню профессионализма педагогов, в том числе руководителей ПС, преподавателей и мастеров производственного обучения, в частности вследствие того, что более высоко будет оплачиваться административная и вся педагогическая работа. Материальное обеспечение получит аттестация отдельных преподавателей и поощрение целых педагогических коллективов. Все это повлечет за собой увеличение напряженности педагогического труда вследствие необходимости субъективной , перестройки знаний, навыков, умений, отношений, самой личности педагога.
Прежде всего, потребуется переосмысление целей деятельности преподавателями и учащимися: как сделать общеобразовательные, естественнонаучные и профессионально-технические дисциплины средствами формирования всесторонне развитой личности, владеющей профессией, как уложиться с новыми задачами в отведенное время, которого явно недостаточно. Субъективная трудность перестройки будет обусловлена тем, что реформа рассчитана на углубление, расширение, упрочение знаний, навыков, умений, интенсификацию аккумулирования важнейших достижений научно-практического знания в процессе преподавания. Новые программы и, учебники потребуют от педагогов своеобразного переучивания: