Определение способностей
В экспериментальных исследованиях задатков и способностей, проведенных А. А. Голубевой и сотрудниками ее лаборатории (Институт общей и педагогической психологии АПН СССР), под задатками понимались анатомо-физиологические особенности, которые относятся к безусловным рефлексам. При этом учитывалось, что когда говорится о безусловных врожденных реакциях, то имеются в виду не только «витальные» рефлексы, но и широкий класс безусловных реакций. Благодаря открытию специализированных нейронов-детекторов установлено, что они избирательно отвечают на различные характеристики раздражителей (цвет, форму, длительность), обнаруживая тем самым безусловнорефлекторную основу информационных процессов, позволяющую говорить о специфической чувствительности.
В связи со сказанным мы определяем способности как индивидуальные, устойчивые свойства личности, состоящие в специфической чувствительности к объекту, средствам, условиям деятельности и нахождению (т. е. созданию) наиболее продуктивных способов получения искомых результатов в ней.
Доказательством справедливости такого определения могут служить следующие факты:
1. Б. М. Теплев, исследуя музыкальные способности, пришел к выводу, что для занятий любым видом музыкальной деятельности, в отличие от всякой другой, необходимо такое сложное психическое образование, как музыкальность. Под нею он понимал комплекс специфической музыкальной чувствительности, проявляемой в способностях: 1) музыкальный слух в его двух компонентах — звуковысотном и ладовом; 2) музыкально-репродуктивная способность (способность к слуховому представлению); 3) музыкально-ритмическое чувство.
2. К. К. Платонов под летными способностями понимал совокупность, «структуру» достаточно стойких индивидуально-психологических качеств личности, определяющих успешное обучение летной деятельности и включающих в себя чувствительность к овладению двигательными навыками: 1) особенности темперамента;
2) интерес к летной деятельности, стремление совершенствовать свое мастерство; 3) настойчивость, решительность, смелость; 4) возможность произвольно значительно улучшать продуктивность своей деятельности; 5) эмоциональная устойчивость; 6) инициативность, сообразительность, самокритичность; 7) переключение и устойчивость внимания; 8) хорошая координация движений; 9) легкость образования и переделки двигательных навыков.
3. Способность к изобразительной деятельности как сложное комплексное образование включает в свою структуру специфические способности, которые, с нашей точки зрения, можно интерпретировать как специфическую чувствительность к объектам и средствам изобразительной деятельности: 1) целостность восприятия;
2) оценка отклонений по вертикали и горизонтали; 3) оценка пропорций; 4) оценка светлотных отношений; 5) оценка перспективных сокращений; 6) способность к цвету, которая скорее имеет отношение к живописи, чем к выполнению рисунка; 7) зрительная память.
Творческие профессии, к которым относится и педагогическая, требуют и специфической чувствительности к способам наиболее экономного по времени и напряжению достижения искомого результата.