Структура педагогических способностей

Рефлексивные педагогические способности тесно связаны с проективными, проявляющимися в особой чувствительности к со­зданию, продуктивных моделей формирования у учащихся гности­ческих (познавательных), проектировочных, конструктивных, ком­муникативных и организаторских способностей, позволяющих им сравнительно легко входить в новые педагогические системы или общественное производство.

Естественно, педагог может сформировать у учащихся только то, чем обладает сам. Поэтому формирование искомых способно­стей у учащихся предполагает достаточно высокий уровень их сформированности у преподавателей, обеспечивающий выработку соответствующих педагогических стратегий воздействия. Способ­ности эти следующие:

1. Гностические способности к исследованию объекта, процес­сов и результатов собственной деятельности и способам ее пере­стройки на основе этого знания.

2. Проектировочные способности к способам проектирования, отбору и распределению заданий-задач в расчете на формирование искомых качеств в личности ученика, знаний, навыков, умений» необходимых в его дальнейшей деятельности.

3. Конструктивные способности к способам композиционного построения занятий, которые бы вызвали у учащихся интеллек­туальный, эмоциональный и практический отклик.

4. Коммуникативные способности установления с учащимися и развития педагогически целесообразных взаимоотношений на ос­нове завоевания у них авторитета и доверия.

5. Организаторские способности — способности включения учащихся в различные виды деятельности, превращения коллекти­ва в инструмент воспитательного воздействия на каждую отдель­ную личность, побуждения к самовоспитанию, самообразованию,. саморазвитию.

Проективные педагогические способности, в свою очередь, «обеспечиваются» способностью к идентификации, то есть отожде­ствлению себя с учащимися и чувствительностью к индивидуаль­ным особенностям учащихся (их интересам, склонностям, способ­ностям), хорошей интуицией, которая является важной характери­стикой, творческого мышления, проявляемой в предвосхищении ис­комого педагогического результата уже при выборе стратегий воз­действия, а также свойствами личности, ее способностью к благо­творному внушению.

Известно, что внушение включает в себя различные способы вербального и невербального эмоционально окрашенного воздейст­вия на человека с целью создания у него определенного состояния или побуждения к определенным действиям. Путем внушения мо­гут быть вызваны ощущения, представления, эмоциональные со­стояния, волевые побуждения; путем внушения можно оказать воз­действие на соматовегетативные функции.

Механизмы внушения .изучены недостаточно. Предполагается, что в основе процесса внушения лежит ослабление действия созна­тельного контроля воспринимаемой информации.

Внушение — один из методов педагогического воздействия, ко­торое может быть благотворным (если оно направлено на возбуж­дение фантазии, силы, уверенности в себе, .в возможность преодоления возникших препятствий, самоутверждение через труд и преодоление) и разрушительным (если направлено на унижение, расслабление, поддерживает неверие в- свои силы и способности или необоснованное самолюбование).

Педагогические способности обеспечивают накопление плодотворной информации об учащихся, позволяющей использовать «со­зидающее» внушение, стимулирующее формирование самоконтроля и саморегуляции, обеспечивая тем самым потребность учащегося в саморазвитии и самоутверждении.

Педагогическая неспособность проявляется в том, что педагог нечувствителен к потребностям и возможностям учащегося, к его самым сильным сторонам личности, деятельности, системы отно­шений, способностей. Такой педагог в процессе обучения не накап­ливает плодотворной информации, обеспечивающей «созидающее», внушение.

Именно вследствие специфической чувствительности к объекту, средствам, условиям деятельности и нахождению продуктивных моделей достижения искомых результатов способности человека выступают в качестве важнейшей предпосылки успешности педагоги­ческого труда.

По уровню результативности деятельности можно судить об уровне способностей.

Перейти на страницу: 1 2