Результативность педагогического труда и уровень способностей
Итак, на первом-втором уровнях деятельности проявляются общие способности и общая одаренность педагога. В современной психологии общая одаренность понимается как «единство общих моментов способностей, обусловливающее диапазон интеллектуальных возможностей человека, уровень и своеобразие его деятельности. Общая одаренность представляет собой основу развития самых различных способностей и, в свою очередь, во многом является результатом развития специальных способностей».
Третий уровень деятельности педагога свидетельствует о наличии у него специальных педагогических способностей.
Но поскольку, как правило, он обучает той или иной отрасли научного знания (физике, математике, технической дисциплине и др.), тому или иному искусству, народному промыслу и т. д., то третий уровень возможен лишь при достаточном владении этой наукой, в свою очередь требующей специальных способностей. То есть рассматриваемый уровень предполагает взаимодействие педагогических и других способностей.
Четвертого и пятого уровней деятельности достигают люди, педагогически одаренные, умеющие подчинить свои специальные интересы, склонности, способности педагогическим целям, создающие оригинальные системы учебно-воспитательной работы, представляющие ценность не только для тех педагогических коллективов, в которых они работают, но и для своих современников.
В тех случаях, когда созданная система учебно-воспитательной работы на протяжении ряда лет дает свои положительные результаты по выше сформулированным критериям, можно говорить о безусловной талантливости и отдельного педагога и целого педагогического коллектива как своеобразного педагогического ансамбля, чья совместная деятельность регулируется общими представлениями об искомых результатах и проверенных маршрутах поиска способов их улучшения.
Б. Г. Ананьев высказал мысль о связи таланта с личными особенностями и характером человека в целом. К признакам таланта он относил: а) многосторонность образования личности, многосторонность способностей; б) осознание и овладение своими способностями; в) включенность способностей в характер. «Талант неразрывно связан с характером, — писал он. — Вот почему настоящий талант предполагает развитый и крупный характер, определенную волю, ясность жизненной цели и жизненного плана».
Талантливых педагогов значительно больше, чем известных имен, поскольку не всегда педагогическая талантливость сочетается с литературным даром самого педагога и не на каждого талантливого педагога находится талантливый журналист, умеющий рассказать о его опыте.
Выдающиеся педагоги сочетают педагогический талант, воплощенный в педагогических изобретениях, с талантом литературным. Почти все выдающиеся педагоги, которых мы знаем, были талантливыми писателями. Так, например, замечательными писателями были Ж. Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци, А. Дистервег, прославленные отечественные педагоги — К. Д. Ушинский, Д. И. Менделеев, К. С. Станиславский, выдающиеся советские педагоги — А. С. Макаренко и В. А. Сухомлинский. Их заслуга перед советской педагогикой состояла в создании не только замечательного личного опыта учебно-воспитательной работы, но и оригинальных учебных пособий для учащихся и преподавателя, в которых воплощались новые педагогические идеи, служившие прогрессу общества.
Гениальные педагоги — это те, кто совершил переворот в практике учебно-воспитательной работы. К их числу, очевидно, можно отнести Сократа и Аристотеля, а из более поздних — Яна Амоса Коменского, создателя и теоретического обоснователя современной классно-урочной системы обучения, Роберта Оуэна — первого экспериментатора в области организации сочетания производительного труда детей с системой обучения.
Специальные педагогические способности проявляются во всех психических процессах человека — в особенностях его внимания, восприятия, наблюдательности, памяти, мышлении, речи, воображении, в его состояниях и свойствах личности. Только при достаточно высоком уровне сформированности педагогических способностей другие специальные способности (изобразительные, математические, артистические и т. д.) входят в структуру педагогической деятельности и служат достижению педагогических целей. Очень талантливые ученые, музыканты, дирижеры, художники, артисты, спортсмены, скульпторы, писатели, токари, изобретатели далеко не всегда становятся просто умелыми педагогами. Сильная доминанта на личном творчестве в той или иной области науки, искусства, техники подчас становится препятствием при переходе к педагогической деятельности не только вследствие того, что последняя требует изменений в системе ценностей человека, но результативность педагогического труда возможна в условиях особой структуры знаний педагога или педагогической компетентности.