Взаимодействие классного руководителя и семьи.
К индивидуальным формам можно отнести беседы с родителями по вопросам воспитания ребёнка, консультации, посещение семьи.
Классному руководителю необходимо помнить, что к любой беседе, консультации (если они заранее обговорены и спланированы), необходимо готовиться.
Посещение семьи, как форма работы с родителями, на сегодня в педагогике спорная. С одной стороны, классный руководитель лучше узнаёт условия, в которых живёт ребёнок, по возможности может влиять на их улучшение. А с другой стороны, эту формы работы можно рассматривать как вторжение в личную жизнь семьи, что может осложнить взаимоотношения педагога с семьёй.
Такая форма может использоваться в зависимости от условий, особенностей и специфике ситуации. Если в своей практике классный руководитель, воспитатель, педагог использует эту форму с семьёй, желательно соблюдать следующие условия:
n не приходить в семью без предупреждения и согласования времени визита;
n не планировать свой визит более чем на 5 - 10 минут (чтобы не быть обременительным);
n не вести беседу стоя у входа, в верхней одежде родители могут растеряться, придите им на помощь примерно следующими словами: «Разрешите раздеться. Где у вас можно присесть и поговорить»;
n не поучайте родителей, а советуйте;
n желательно вести беседу при ребенке, выбрав щадящую для него форму и содержание (если беседа проходит без ребенка, то зачастую родители, пересказывая беседу, с умыслом искажают ее в свою пользу).
Предметом педагогического консультирования могут стать рекомендации по самостоятельному изучению соответствующей литературы, раскрывающей различные аспекты семейного воспитания детей (традиционные приемы и методы воспитания, специфика воспитательной работы с учетом современных условий и др.). Родителям следует рекомендовать публикации о закономерностях психического развития, о факторах способствующих личностному росту, о саморазвитии и самовоспитании личности. Родителям желательно знать особенности детей с отклонениями в развитии, так как именно они нередко являются причиной их девиантного поведения. Система знаний о ребенке как о субъекте воспитательного процесса, его возрастных, индивидуальных особенностях с учетом социальных факторов развития, о закономерностях общения и способах проявления эмоций поможет родителям оптимально строить отношения со своими детьми.
Родителям необходимо знать и правовые основы, регламентирующие отношения в семье детей и родителей, существующую систему образовательных учреждений России, для того чтобы помочь детям сориентироваться в выборе учебного заведения, воспользоваться услугами учреждений дополнительного образования. Им необходимо научиться оказывать помощь ребенку в организации внешкольной деятельности, развивающей память, мышление, воображение, внимание, обогащающей его духовно. Ведь организация разумного, полезного досуга с учетом склонностей и способностей детей является проблемными вопросом для многих семей.
Продолжается процесс реформирования образования. Родителям важно быть в курсе тех изменений, которые происходят в школе.
Например, иметь представление о новом базисном учебном плане, о государственных школьных образовательных стандартах, которые определяют образовательный минимум, о новых видах школ (гимназия, лицей, колледж, образовательный комплекс детский сад - школа, школа вуз). Всё это может быть содержанием бесед педагога с родителями, в процессе которых даются рекомендации по самостоятельному изучению ими соответствующей литературы.
Индивидуальное и групповое консультирование родителей проводится и в школе. Здесь и консультации могут быть более длительными. Однако и они требуют соблюдения определённых условий. Нельзя в приказном порядке, в форме: «Родители, срочно придите в школу!» - вызывать родителей для беседы. Следует считаться со служебной занятостью родителей. Поэтому письменное приглашение в школу лучше выразить следующим образом: «Уважаемые родители! Возникла необходимость побеседовать о вашей дочери (сыне). Сообщите, пожалуйста, когда вы можете прийти в школу. Мои возможности для беседы с вами: вторник и среда (после занятий) или в субботу с 9 до 14 часов. С уважением .»
Нельзя беседовать с родителями в коридоре, стоя на виду у пробегающих мимо учеников и проходящих учителей. Для беседы-консультации родителей следует пригласить в класс, учительскую или школьный методический кабинет, предложить снять пальто и сесть, тем самым, создавая минимум комфорта.
Во время беседы-консультации в школе появляются дополнительные возможности для рекомендации психолого-педагогической литературы с демонстрацией некоторых публикаций, для совместного прослушивания аудиозаписей с выступлениями современных учёных-педагогов, анализа данных классного журнала.