Ход эксперимента и его результаты.
Родители постепенно начали понимать, что музыка заставляет их детей задумываться, приучает мыслить, расширяет музыкальный кругозор, развивает общую культуру.
Был поставлен вопрос: ну, а если музыка звучит дома? Способна ли она увлечь всех членов семьи общими чувствами, общими стремлениями и добрыми порывами? Ответы были разноречивыми, но в одном мнение родителей было единым: музыка - это необыкновенный вид искусства в воспитании личности.
Вторая тема была посвящена возрастным особенностям детей, их голосу, певческому и речевому режиму, а главное — роли песни как самого популярного вида музыкального искусства. Ведь песня звучит повсюду: по радио, телевидению, в кино, в школе, дома. И не случайно, поэтому знакомство детей с музыкой начинается с песни.
Мы акцентировали внимание родителей на том, что, когда дети поют дома, большое значение имеет отбор песен, удобных и посильных для их исполнения. Так, песни из школьного репертуара не только воспитывают чувство патриотизма, дружбы, любви к Родине, природе, они доступны голосовым возможностям детей. Мы объяснили родителям, что у маленьких детей еще не сформированы голосовые мышцы, и если ребенок в разговоре кричит или поет напряженно, появляются болезненные явления в голосовом аппарате, которые с трудом поддаются лечению. Был затронут вопрос и об охране голоса предмутационный и мутационный периоды развития детей.
В третьей теме раскрывалось значение музыкально-выразительных средств, которыми пользуется композитор при создании того или иного произведения. Приводимые в беседе музыкальные примеры помогали слушателям овладевать понятиями сложного языка музыки.
Таким образом, занятия подводили к раскрытию содержания музыки, развивали умение анализировать музыкальное произведение, приучали слушать и понимать его.
Четвертая тема включала рекомендации по созданию в доме фонотеки. Мы советовали родителям вначале приобретать записи детских музыкальных сказок, таких, как: "Про зайчат", "Слоненок пошел учиться", "Теремок", "Лиса, заяц и петух" и т. п. Следующие этапы пополнение семейной фонотеки произведениями русской и зарубежной классики, образцами народного творчества, музыкой советских композиторов, классической джазовой и развлекательной музыкой. Слушатели семинара составили репертуарный список, куда входили рекомендованные нами произведения.
При подготовке к раскрытию пятой темы "Музыкальные вечера в семье" мы разработали по каждому вопросу методические советы, суть которых состоит в том, чтобы помочь родителям проводить в семье музыкальные вечера не хаотично и не от случая к случаю, а по разработанной системе, с привлечением грамзаписей, репродукций картин, диапозитивов. И вечера эти должны проводиться в спокойной и непринужденной обстановке
К примеру, предлагается тема музыкального вечера: Эдвард Григ - сказочник.
План:
1. Э. Григ норвежский композитор.
2. Андерсен и Григ.
3. Сказочные образы в произведениях Э. Грига (''Шествие гномов", "Танец эльфов”).
Литература.
С. Летова. "Эдвард Григ"; С. Карцева. "Музыкальная фонотека в школе"; Ф. Оржеховская. "Эдвард Григ"; О. Левашова. "Э. Григ - великий норвежский композитор".
Грамзаписи указанных произведений: "Шествие гномов", "Танец эльфов", "Кобольд".
Далее в "Методических советах" приводилось примерное содержание беседы: "Сегодня у нас праздник: к нам в гости пришла сказка. И не просто сказка, а музыкальная. Сказка наполняет наш мир таинственностью, сказка учит любить добро и ненавидеть зло. Волшебный мир сказок волнует и детей и взрослых. Через всю свою жизнь пронес любовь к сказке норвежский композитор Эдвард Григ, и это свое чувство он выражал музыкой. Маленький Эдвард рос фантазером и верил в то, что где-то рядом живут тролли, гномы и разные чудища, о которых так таинственно повествуют старые норвежские сказки. И став взрослым, композитор постарался в своих произведениях передать звуками впечатления, запавшие в его душу с детства.