Историко-краеведческий кружок.
Изучением истории родного края наиболее целеустремленная и плодотворная работа ведется в историко-краеведческом кружке. Известный методист-историк А.А. Вагин подчеркивал, что «кружок является наиболее гибкой формой, которая чаще всего становится организационным центром целого ряда внеклассных мероприятий.»[2, с. 311]
Высокая оценка кружковой работы неслучайна. Именно кружок позволяет сочетать и использовать разнообразные формы внеклассной работы. Школьный кружок базируется на знаниях, полученных учащимися на уроках. Он дает возможность организовать систематические занятия по определенной программе и с постоянным составом. Работа в кружке превращает учащихся в активных помощников учителя, как в проведении внеклассных мероприятий, так и уроков. Успех работы кружка зависит от умения, желания, инициативы и знаний его руководителя. Работа историко-краеведческих кружков осуществляется в двух направлениях:
1) теоретическом (беседы, лекции, доклады, конференции, викторины, самостоятельная работа).
2) практическом (экскурсии, походы, экспедиции, практикумы в музее, архиве, библиотеке).
Руководитель кружка, учитель истории, обеспечивает научное и методическое руководство кружком: консультирует учеников, рекомендует необходимую литературу, помогает составлять планы, памятки изучения темы, систематизировать, оценивать и обобщать собранный материал. В работе кружка особое внимание следует уделять выбору тематики, определению источников и планированию.
Для текущей организационной и технической работы на общем собрании кружковцев избираются староста и секретарь. Они по согласованию с руководителем назначают занятия кружка, дают отдельные поручения его членам и проверяют выполнение заданий, ведут учет работы каждого члена кружка и всего кружка в целом, организуют переписку кружка с друзьями, следят за своевременным и надлежащим оформлением и сохранностью материалов.
Для определения тематики кружка не обязательно иметь уже готовый материал. Самостоятельная работа членов кружка по выявлению, поиску, сбору и изучению материала является ценным и привлекательным в его деятельности. Программой кружка предусматривается углубленное изучение области в целом или отдельных местных объектов, а также изучение конкретных тем. В кружке может изучаться и более конкретный период в истории края, например, «Район в годы Великой Отечественной войны». Когда изучается значительное историческое событие и показывается, как оно преломлялось в данной конкретной местности, это приобретает особое воспитательное и образовательное значение. Учащиеся видят крупнейшие исторические события, отраженные в близкой им обстановке. Кружок работает по плану, утвержденному на собрании кружковцев в начале учебного года. План работы может быть составлен с учетом:
1) самых сложных вопросов школьной программы;
2) вопросов программы, не получивших обстоятельного раскрытия на уроках;
3) проблем, вообще не раскрытых на уроках, но имеющихся в программе;
4) проблем не входящих в учебную программу.
В плане определены цели и задачи и указываются различные формы его работы: встречи с участниками исторических событий, проведение экскурсий, вечеров конференций, выпуск стенгазет, перечень индивидуальных и групповых исследований, создание краеведческого уголка или музея, поход или экспедиция, отчетное мероприятие, сроки и ответственные за их организацию и проведение. Работа кружка заканчивается итоговым занятием. Оно может быть проведено в форме вечера или конференции. На итоговом занятии заслушивается краткий отчет, а также лучшие 2-3 доклада, характеризующие основное направление работы кружка.