Анализ психолого-педагогической, методической и искусствоведческой литературы.

МЕТОДИЧЕСКИЕ И ИСКУССТВОВЕДЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ.

Эстетическое воспитание многие авторы считают одним из важнейших для формирова­ния личности школьника. Почему? С.А.Герасимов поясняет это так: «Функцией эс­тетического воспитания и художественно-эсте­тической деятельности детей является развитие у них образного мышления, отличного от поня­тийного .

В художественном образе как форме мыш­ления сосредоточена огромная информация о природе, обществе, отношениях, истории, науч­ных знаниях. С помощью образов-представ­ле­ний осуществляется не только мышление, но и хранение информации. Развитие образного мышления может идти . от восприятия цель­ного образа как единичного явления к понима­нию содержащихся в нем образов-обобщений, к раскрытию их внутреннего, глубокого смысла».1

Из этого следует, что эстетическое воспита­ние носит всеобщий характер, и эта всеобщность и обязательность являются важнейшим принци­пом формирования личности в детском возрасте.

Для большей эффективности эстетического воспитания, как отмечает С.А.Герасимов, сле­дует применять комплексный подход. Он выде­ляет два принципа: «…система эстетического воспитания должна выстраиваться так, чтобы в процессе воздействия на ребенка различные виды искусств постоянно взаимодействовали между собой».2 На этом основывается необхо­димость осуществления меж предметных связей в процессе преподавания искусств. Второй принцип заключается в том, что « эстетическое воспитание… должно стать органической ча­стью любого…воспитания».1

Мысль об эффективности комплексного эс­тетического воспитания подтверждается и в статье А.Ф.Кузуба «Комплексное воздействие искусств на дошкольников в студии эстетиче­ского воспитания».2

Рассматривая процесс эстетического воспи­тания, необходимо учитывать возрастные осо­бенности ребенка. В разные возрастные периоды должны быть различные подходы к такому вос­питанию. Б.Т.Лихачев пишет о младшем школь­ном возрасте следующее: «Вместе с тем незави­симо от уровня самосознания детей период до­школьного и младшего школьного детства явля­ется едва ли не самым решающим с точки зре­ния развития эстетического восприятия и фор­мирования нравственно-эстетического отноше­ния к жизни».3 Автор подчеркивает, что именно в этом возрасте осуществляется наиболее интен­сивное формирование отношения к миру, посте­пенно трансформирующегося в свойства лично­сти. Основные нравственно-эстетические каче­ства личности закладываются в раннем периоде детства и сохраняются в более или менее неиз­менном виде на всю жизнь, влияют на формиро­вание мировоззрения, привычек и убеждений.

В современной литературе рассматрива­ются некоторые проблемы эстетического воспи­тания средствами искусства на уроках. Н.А.Яковлева в своей работе «Искусство в школе будущего»4 поднимает проблему старого и нового подхода к эстетическому воспитанию. Автор утверждает, что « в сегодняшней массо­вой школе, ориентированной на использование искусства как средства обучения, из произведе­ний искусства выхолащивается главное - его ху­дожественный образ. Старые программы ориен­тированы на то, чтобы дать учащемуся набор знаний по искусству (разрозненных имен, про­изведений и понятий), умений и навыков в ри­совании, ограниченных рамками так называемой реалистической манеры, которая есть не что иное, как грубейшее извращение принципов реалистического творческого метода».5

Перейти на страницу: 1 2