Преобразование Петра 1 в сфере образования.
Образовательная система России складывалась постепенно, светские учебные заведения стали создаваться во второй половине XVII века. В 1654 г. при Аптекарском приказе открылась лекарская школа, где обучалось около 30 чел. Ученики считались принятыми на службу, получали жалование и находились в полном подчинении приказа. В 1681 г. при Приказе печатного дела была основана Типографская школа, численность которой быстро росла и через несколько лет достигла 200 чел. (см.: Забелин И.Е. Материалы для истории археологии и статистики г. Москвы. М.1884. Т.1.С.1114). Были в Москве и другие профессиональные школы с небольшой численностью учеников.
В петровскую эпоху стали создаваться новые учебные заведения, прежде всего военной направленности. После возвращения из своего первого путешествия по Европе Петр 1 решил открыть в Преображенском полку военную школу. Учебное подразделение было образовано в составе бомбардирской роты, где обучалось 48 штатных учеников-кадет. В 1898 г. начались планомерные занятия по математике, артиллерии и фортификации. Теория подкреплялась практической службой кадет и обязательными стрельбами. Срок обучения установлен не был, а зависел от усвоения учениками своих будущих должностных обязанностей.
Царь Петр1 принимал непосредственное участие в создании и развитии учебного подразделения Преображенского полка, командиром (полковником) которого являлся. Он лично следил за ходом преподавания наук в бомбардирской роте, поощрял лучших учеников, присутствовал на экзаменах и стрельбах. Непосредственное руководство школой было поручено “ от бомбардир капитану ” Г.Г.Скорнякову-Писареву. Согласно именному приказу Петра 1 от 31 октября 1701 г. в бомбардирскую роту Преображенского полка могли добровольно поступать в солдаты “ всяких чинов люди ”.
14 января 1701 г. Петр 1 издал указ об учреждении в Москве Школы математических и навигационных наук. До 1706 г. эта школа находилась в ведении Оружейной палаты, а затем была подчинена Приказу морского флота и Адмиралтейской канцелярии. В школу принимали сыновей “дворянских, дьячих, подьячих, из домов боярских и других чинов ” в возрасте от 12 до 20 лет. Штатная численность школы доходила до
500 чел. Учащиеся состоятельных родителей содержались на собственный счет, а все остальные получали от казны “кормовые деньги”. Размещалась эта школа в Сухаревой башне недалеко от Сретенских ворот (см.: Веселаго Ф.Ф. Очерк русской морской истории. СПб.1875.Т.1.С.591).
Для преподавания в школе основных дисциплин из Англии был приглашен профессор А.Д.Фарварсон, который вскоре стал ее директором. Некоторые занятия с учениками проводили офицеры русской армии и флота. Среди учителей школы следует назвать известного русского математика Л.Ф.Магницкого, издавшего в 1703 г. учебник “Арифметика, сиречь наука числительная”. Учащиеся первоначально изучали русскую грамматику и арифметику в подготовительном классе(“русская школа”), затем осваивали геометрию и тригонометрию (“цифирная школа”), наконец, овладевали знаниями по астрономии, географии, навигации, геодезии и занимались фехтованием (“верхние классы”).
Большинство учеников из простого люда заканчивали свое образование в русской школе, лишь немногие - в цифирной (арифметической) школе, а в высших (навигаторских) классах могли обучаться только дети дворян. Ученики из низших сословий после завершения учебы назначались на службу писарями, помощниками архитекторов и на различные вспомогательные должности в Адмиралтейство. Выпускники школы из дворян направлялись служить во флот, в артиллерию, в инженерные войска и кондукторами к генерал -квартирмейстеру. Петр 1 внимательно следил за работой Школы математических и навигаторских наук, интересовался службой ее выпускников, многих из которых знал лично.