Ведение календаря природы в младших классах вспомогательной школы. Его значение.

Материал для календаря заготавливается на уроках ручного тру­да, рисования. На уроках труда из серой бумаги взрезаются квадраты для обозначения пасмурней погоды, из белой бумаги кружочки для обо­значения снега (на кружке рисуется снежинка), из голубой бумаги вы­резаются квадраты, обозначающие ясное небо, на них наклеивается оранжевый круг – солнце. Учитель и дети заранее подби­рают листья, цветы, ветки, а также детские рисунки, картинки, стихи, которые могут быть использованы при ведении и оформлении кален­даря.

В таблице показано, какие материалы и условные знаки могут использоваться на уроках в младших классах.

1 класс

2 класс

3 класс

Рисунки, аппликации, сухие листья, ветки деревьев и т.п.

Первое время все оформление календаря производит учитель в присутствии детей. Постепенно дети приучаются к самостоятельности. В дальнейшем устанавливается по­рядок: кто из детей первый заметит какое-либо новое явление, делает отметку в классном календаре (рисует, наклеивает лист, картинку и т.д.). Это служит стимулом для развития интереса и наблюдатель­ности. Каждый ученик стремится заметить что-то новое, чтобы принять участие в оформлении кален­даря.

Содержание календаря услож­няется по мере приобретения уча­щимися новых знаний. Уже в 1 клас­се учащиеся в результате своих на­блюдений могут ответить, например, на такие вопросы:

1. Когда облетели листья на всех деревьях в нашем саду?

2. Когда появились первые за­мерзшие лужицы?

3. Когда начали отапливать школу?

4. Когда мы надели зимние пальто?

5. Что находится под снегом?

6. Где садятся воробьи в мо­розы?

7. На чем катаются и в какие иг­ры играют дети зимой?

8. Когда начинается таяние сне­га в парке, в лесу?

9. Когда появляется первая трава?

10. Когда открыли окна в школе?

11. Когда распустились листочки на березке? Какого они цвета?

Таким образом, с 1 класса дети приучаются систематически наблю­дать природу, узнают, что осень сменяется зимой, зима – весной, ве­сна – летом. Календарь природы приучает детей рассматривать каж­дое явление в движении, развитии, усвоить характерные особенности каждого времени года. На лето ученикам можно дать задание нарисовать и раскрасить ягоды, грибы, овощи.

В первые же дни сентября учи­тельница расспрашивает учащихся 2 класса о том, как они отдыхали, каких лесных зверюшек видели, на­блюдали ли за полевыми работами, выполнили ли летнее задание? Принесенные учениками рисунки обсу­ждаются в классе, устраивается небольшая выставка лучших рисунков. На основе бесед с детьми, эк­скурсий ранней осенью, кинофиль­мов и художественных картин за­крепляются признаки лета: солнеч­ные жаркие дни, теплые дожди, зе­леные листья, сбор ягод и т. д. Так же следует продолжать оформление календаря. Можно до­полнительно дать детям часть ус­ловных общепринятых знаков по наблюдениям за погодой (см. выше). Признаки времен года дополня­ются соответственно программе, и развитию учащихся.

Рекомендуется продолжать «чте­ние» календаря за прошедший день и за неделю. К. этому времени дети и по арифметике должны знать не­делю, части суток. Когда закрепле­но понятие «неделя», можно соста­вить календарь на месяц и с помо­щью учителя проводить обобщение в начале нового месяца. Для оформления календаря на месяц лучше брать лист картона, в верхней части которого делается надпись «Календарь природы», ниже указы­вается месяц, класс, школа. После этого листки на каждый день поме­щаются в определенной последовательности (в каждом ряду наклеи­ваются листки за неделю).

В декабре, с установлением зи­мы, учитель показывает детям та­бличку:

Осенние месяцы:

1. Сентябрь. 2. Октябрь. 3. Ноябрь.

Потом учитель прикрепляет к доске календари за 3 месяца. На уроке арифметики мо­жно посчитать, сколько в каждом месяце было дождливых и солнеч­ных дней (в пределах 20), сделать выводы о том, какая была в этом го­ду осень. Учитель может задавать следующие вопросы: «Каким бывает лес осенью? Что делается с деревьями? Что вы на­ходили, кроме листьев, под дубом, под кленом? Какие ягоды видели на рябине? Как люди готовятся к зи­ме? Какими стали дни?» Для зарисовок и записей внизу и с боков календаря оставляются поля шириной в 10-15 см. Рисунка­ми и записями в календаре 2 клас­са отмечается все то, что и в 1 клас­се, и прибавляется: конец листопа­да, туман, сильные морозы, метели, оттепель, появление листьев, прилет птиц, первая гроза, ледоход, сезон­ные работы на огороде и в саду. На лето детям дается задание: записать, каких видели птиц, со­брать и засушить листья, цветы.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5