Ведение календаря природы в младших классах вспомогательной школы. Его значение.
3. Днем белесое небо – к дождю.
4. Круги вокруг солнца – к ненастью.
5. Звезды загораются в небе – к морозу.
6. Солнце садится на чистом небе – завтра будет хорошая погода.
7. Солнце заходит за густые тучи с красными краями – к плохой погоде.
8. Выпала роса – не будет дождя.
9. Нет росы – будет дождь.
10. Мелкий дождь – долго идет, крупный дождь и сильный – скоро проходит.
11. Домашняя птица роется в песке, в земле – к дождю.
12. Птицы примолкли, не поют – к грозе.
13. Ласточка летает низко или забилась в гнездо – к сильному дождю, к граду.
И другие приметы.
Учитель может выбрать несколько примет, выписать их и проверить с учениками. Это и интересно и полезно, так как развивает любознательность учеников. В 4 классе дети наблюдают за ветром: сильней ветер, слабый или умеренный. Направления ветра дети не могут определить, не зная сторон горизонта. По возможности нужно дать детям понятие о холодном ветре из холодных стран и о теплом – из жарких. Ветер играет значительную роль в изменении погоды, кроме этого, наблюдение за направлением и силой ветра обогащает запас представлений учащихся. На уроках чтения надо дать глаголы, относящиеся к ветру: гудит, шумит, завывает, стучит по крыше, разносит сухие листья, дует сильно. На уроках развития речи можно дать задание описать погоду словами. Задания на описание очень полезны, так как при систематических описаниях, проводимых в классе, учащиеся внимательнее присматриваются к окружающим явлениям, ищут наиболее точные определения. Рядом, с календарем природы можно устроить небольшую полочку, на которой дети будут помещать натуральные предметы природы, характеризующие приход весны: ветки с набухшими почками, распустившимися листьями и цветами, растения в горшочках, первых бабочек, жуков. Под объектом следует делать надпись с указанием даты, имени и фамилии ученика, который заметил первым данное явление.
Очень важный момент в обучении умственно отсталых школьников – установление причинно-следственных связей. Это тесно связано с мышлением, которое у умственно отсталых учащихся развито не достаточно, чтобы хорошо усваивать материал, и, самое главное, понимать его (осмысливать).
1 класс | 2 класс | 3 класс |
1. Состояние воздуха – одежда людей. 2. Внешний вид овощей и фруктов – степень их зрелости. 3. Характерные признаки каждого сезона. |
1. Весна – теплеет – прилет птиц. 2. Осень – холодает – отлет птиц. 3. Небо голубое, ясное – ярко светит солнце. Небо пасмурное, темное – солнце спряталось за тучи. 4. Время года – игры детей. 5. Растениям для роста нужно тепло (опыт). 6. Солнечный день – веселый день. Пасмурный день – невеселый день. |
1. Солнечный день – поют птицы. Пасмурный, дождливый день – птиц не слышно. 2. Жизнь растений – время года. Жизнь насекомых, зверей, птиц – время года. 3. Осенний дождь – холодный, затяжной, моросящий. Летний дождь – теплый, крупный, сильный, проливной. 4. Причины перелета птиц. 5. Снег в морозную погоду скрипит под ногами, в теплый день не скрипит (липкий). |
В 4 классе устанавливаются связи и зависимости между высотой солнца, температурой воздуха и продолжительностью дня. Для наблюдений выбирается один день осенью, один день зимой, весной и летом. Наблюдения проводят утром (время восхода солнца, понятие восход), в полдень (высота солнца и температура воздуха), вечером (время заката солнца, понятие закат, продолжительность дня). Результаты наблюдений заносятся в дневники наблюдений, сравниваются.
Сентябрь | Октябрь | Ноябрь | За всю осень | |
| 17
10 3 | 16
8 7 | 6
14 10 | 39
32 20 |