Примерный сценарий вечера здоровья для учащихся 9-10 классов
Совместная работа учителей физкультуры и биологии формирует интерес учащихся к предметам, так как позволяет на собственном опыте понять значение физкультуры, знание физиологии для здоровья. Известно, что преподаватель физкультуры часто не дает учащимся даже элементарного физиологического обоснования тех или иных движений, и тогда физическое воспитание сводится к набору упражнений по принципу "чем больше, тем лучше". При таком подходе к обучению упускается анатомо-физиологический анализ движений учащихся. А ведь именно он раскрывает причины допущенных ошибок при выполнении упражнений. Например, не пояснив, что при прыжке через козла лучше отталкиваться не всей ступней, а носками, так как толчок носками позволяет совершать пружинящие движения не только в коленном, но и в голеностопном суставе, отчего сила толчка увеличивается и результат улучшается, упражнение будет выполнено неверно.
На уроках физкультуры необходимо ссылаться на известные школьникам анатомо-физиологические понятия, пользоваться общей с курсом анатомии и физиологии терминологией. Практика выявляет недостаточное понимание учащимися правил тренировки, усвоения навыка самоконтроля нагрузок, отсюда чрезмерные тренировки с гантелями, езда на велосипеде "до упаду". Такое обучение биологии и физической культуре ведет к уменьшению оздоровительного содержания этих предметов.
Целесообразно объединить усилия преподавателей биологии и физической культуры для разработки и проведения уроков-семинаров по темам "Сам себе доктор", "Самоконтроль и здоровье" и т.п. Обучение этим предметам взаимосвязано и с системой полового воспитания. Интимные отношения, секс могут (в известной мере) вытесняться целенаправленной двигательной активностью: занятиями в спортивных секциях, работой в кружках самодеятельности и т.д.
Таким образом, закреплению знаний о здоровье способствуют почти все учебные предметы, так как процессы, происходящие в организме, подчиняются биологическим, физическим, химическим, психологическим законам.
Туристические походы и экскурсии
Особую заботу учителей, медицинских работников школы составляют организация, подготовка и проведение экскурсий, туристических походов и путешествий. Эти формы внеклассной работы требуют усилий в различных направлениях. Учащихся необходимо определенным способом подготовить, т.е. они должны быть:
а) закалены, ибо точно предсказать погодные условия (температуру, влажность, скорость движения ветра, осадки) невозможно;
б) физически подготовлены, так как в походе требуется выносливость, умение с наименьшим напряжением выдержать непривычную обстановку;
в) информированы о том, как поддерживать здоровье в новых условиях
К любому туристическому походу, даже к однодневной экскурсии, нужна существенная и длительная подготовка. Важно учесть сложность похода и его длительность.
Общая продолжительность туристических походов, экспедиций, экскурсий учащихся не должна превышать: для 1-2 классов – 1 дня; 3-4 – 2 дней; 5-6 – 3-8 дней; 7-8 – 10-24 дней; 10-11 – 15-30 дней.
В пеших и лыжных горных походах для выполнения нормативов на III юношеский разряд могут участвовать дети с 11 лет, в водных походах – с 12 лет, в велосипедных – с 14 лет; для выполнения нормативов на II-I юношеский разряды – соответственно с 12-13, 13-14 и 14 лет.
К пешим походам I категории сложности допускаются учащиеся с 13 лет, к водным, горным, лыжным и спелеопоходам – с 14 (к спелеопоходам в вертикальных пещерах – с 16 лет), к велопоходам – с 15 лет. Все участники вожных походов должны уметь плавать.
Подготовка к туристическому походу включает три этапа.
Первый этап – занятия с участниками по специальному тематическому плану. В Зависимости от категории сложности похода в программу входит разный объем подготовительных работ, но в любом случае должны иметь место общие медицинские аспекты (правила личной гигиены, закаливание, самоконтроль, самообслуживание, умение оказывать доврачебную медицинскую помощь, пользоваться аптечкой, питьевой режим, питание, правила приготовления пищи и т.д.)
Второй этап – определение степени закаленности, физической подготовленности участников. Целесообразно осуществить проверку в виде различных (с учетом возраста) форм соревнований: например, кто лучше уложит рюкзак, точнее перечислит обязанности дежурного по приготовлению туристического обеда и т.д. Перечень вопросов, подлежащих изучению участниками похода, сообщается заранее, рекомендуется литература, ведутся предварительные беседы, консультации.