Примерный сценарий вечера здоровья для учащихся 9-10 классов

Третий этап – повторное медицинское освидетельствование накануне похода. Первичное медицинское освидетельствование выполняется при комплектовании группы. На каждого участника турпохода оформляется справка о состоянии здоровья (она может быть общей на всю группу). Справка должна быть заверена медицинским учреждением.

В период подготовки к предстоящему походу целесообразно провести родительские собрания, привлечь родителей к его организации. Врач может воспользоваться случаем, чтобы дать советы по вопросам закаливания, режиму дня и не только в период похода, но и на каждый день. Заботой врача и руководителя туристического похода является гигиеническая характеристика маршрута. Для этого необходимо связаться с центрами гигиены и эпидемиологии (бывшие санитарно-эпидемиологические станции, на территории которых проложен маршрут), согласовать с ними состояние источников питьевой води, места привалов, обсудить вопросы охраны природы.

Руководитель группы отвечает за жизнь и здоровье детей – участников похода. По окончании похода он подводит итоги, оценивает оздоровительное воздействие многодневного похода.

Формирование здоровых привычек

средствами художественной литературы.

Формирование здоровых привычек – сложнейшая педагогическая проблема. Санитарное просвещение в форме санитарной медицинской информации о вреде курения и алкоголя, их последствиях и т.д. выявило свою полную несостоятельность, неэффективность. Без активного участия школы в воспитании учащихся санитарное просвещение дает обратный результат.

Что должен знать учитель? Каким образом проводить гигиеническое обучение и воспитание (ГОВ)?

Формирование здоровых привычек базируется на сознательном самовоспитании учащимися полезных для здоровья стереотипов. Здоровье несовместимо с вредными привычками, разрушающими его, поэтому отказ от них – один из обязательных элементов здорового стиля жизни. К вредным привычкам относятся прежде всего, различного рода наркоманические пристрастия: наркомания, табакокурение, злоупотребление алкоголем, кофе («кофемания»), черным чаем («чаемания»), переедание («пищемания»), половые излишества («сексомания») и прочие виды поведения человека, в основе которых лежит состояние зависимости, т.е. привычка.

Физиологическим проявлением наркомании является перераздражение центра удовольствия ретикулярной формации – подкорковой нервной структуры, которая выходит из-под контроля коры головного мозга и становится доминантой, или господствующим центром, подчиняющим себе высшие нервные центры, а с ними и высшую нервную деятельность. Воля, сознание, поведение, память – все, что отличает человека от животных, становится вторичным, зависимым от того наркотического средства, которое вызвало удовольствие. В этом смысле наркотик или алкоголь, рок-музыка или секс, кофе или сладости, снотворное или успокаивающее средство стоят на одной линии. Кроме того, они отрицательно воздействуют на функции коры головного мозга, правда, в разной степени. Отсюда вывод; эффект удовольствия, независимо от источника, становясь привычкой, грозит утратой здоровья – его следует сдерживать, контролировать.

С целью повышения эффективности ГОВ школьников разработана методика целенаправленного медицинского комментария художественных текстов. Создавая определенный эмоциональный и психологический настрой, активизируя мышление, сопереживание, художественная литература становится добрым помощником учителя в чрезвычайно сложной, но необходимой работе по ГОВ учащихся. Ниже приводятся специально подготовленные отрывки из художественных произведений, соотнесенных с вопросами, заданиями и пояснениями к тексту.

Работая с этим материалом, учитель может:

- пополнить свои знания по пяти разделам : «Наркомания», «Употребление алкоголя», «Табакокурение», «Половое воспитание и профилактика венерических заболеваний», «Гигиена»;

- предложить детям прочитать или прослушать отрывок из художественного произведения. Желательно продемонстрировать книгу, содержащую данный текст, чтобы у ребенка появилось желание прочитать ее полностью. При необходимости дополнительно приводятся другие отрывки на ту же тему, которые даны в данном разделе. Целенаправленная работа с художественными текстами может стать содержанием классного часа или проводиться в качестве внеклассного мероприятия;

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7 8